Сценарии для Мурманска.

Ирьё Мюллюла, доктор географических наук Университет Йоенсуу, факультет социальных наук (Финляндия), Консалтинговое агентство регионального прогнозирования;

Олег Андреев, профессор, Балтийский институт экологии, политики и права, Баренц-центр социальных исследований, Санкт-Петербург–Мурманск (Россия);

Веса Раутио, доктор географических наук Университет Турку, Пан-Европейский институт (Финляндия).

В настоящей статье рассматриваются сценарии будущего экономического, социального и логистического развития Мурманской области как составной части российской геоэкономики на основании результатов опроса экспертов по Дельфи-методу. Целью данного исследования являлась оценка экономической структуры региона, особенно в сфере промышленности, логистики и социальной сфере. Отправной точкой анализа стало утверждение, что достоверное планирование будущей инфраструктуры с учётом логистических потребностей невозможно без обоснованной оценки будущих экономических условий развития области и благосостояния населения. Это исследование является частью финско-российского научного проекта «Действительно ли изменяется периферия российского Севера?».

Murmansk_x660

 

Развитие Мурманской области: три сценария.

Цель исследования состояла в том, чтобы определить возможные сценарии будущего региона с учётом изменяющихся факторов, которые, возможно, будут оказывать влияние на его развитие. Анализ полученных результатов основан на опросе групп экспертов, состоявших из представителей Мурманской области, Москвы и Санкт-Петербурга, а также зарубежных специалистов, главным образом, из Финляндии. В статье рассматриваются три сценария развития Мурманской области, а также наиболее вероятный путь развития области с учётом мнений опрошенных экспертов.

В ходе опроса экспертов наблюдались различия во мнениях по вопросу о том, на каком уровне должны приниматься основные решения, касающиеся развития экономики Мурманской области: в Москве (правительстве) или, в большей степени, на международном или региональном уровне. Например, реализация мега-проектов (ввод в эксплуатацию Штокмановского газоконденсатного месторождения и проект строительства нефтепровода через посёлок Индига) и планы их освоения непосредственно влияют на развитие области. Сценарии 1 и 2 обрисовывают наиболее вероятные границы развития Мурманской области без наступления экономического упадка. Сценарий 3 представляет кризисный вариант, связанный с падением цен на нефть.

Сценарий 1. Усиление рыночных сил и развитие демократических ценностей.

Ключевое влияние приобретают тенденции, основанные на ценностях, растёт важность решения вопросов, связанных с охраной окружающей среды. Этот фактор всё в большей степени учитывается при проектировании и развитии кластеров. Экономическая ситуация в Баренц-регионе столь же существенна для мировой экономики как и ситуация в Персидском заливе. На протяжении следующих 200 лет Мурманск сохранит статус морского порта мирового значения. Необходимым условием реализации сценария является изменение российского законодательства. Наиболее серьёзное препятствие развитию – невозможность осуществления инвестирования зарубежными участниками в экономику региона – будет оказывать влияние на трансформацию законодательства России в сторону либерализации движения капитала.

Сценарий 2. Усиление власти до авторитаризма и доминирование регулируемой экономики.

Принятие решений сконцентрировано в Кремле. Слабое развитие демократических сил и гражданского общества. Зарубежные компании играют роль поставщиков технологий для российских предприятий. Влияние тенденций, основанных на ценностях, значение охраны окружающей среды не принимается во внимание. В соответствии с этим сценарием развитие происходит медленнее, чем в первом сценарии. Благоприятные тенденции в мировой экономике способствуют тому, что Россия борется за возможность самостоятельного освоения Штокмановского месторождения и других крупномасштабных проектов энергетического кластера. Однако их реализация имеет замедленные темпы развития и оказывает меньшее влияние на развитие региона, чем в соответствии со сценарием 1.

Сценарий 3. Накопленные проблемы, падение цены на нефть.

В рамках данного сценария происходит реализация непредвиденных факторов риска или части таковых, которые отмечаются участниками опроса как возможные, но нежелательные. Сценарий, главным образом, основывается на предположении, что цена на нефть составляет менее 18,5 долларов США за баррель (с учётом инфляции) в условиях усиления власти. Падение цены на нефть может произойти вследствие спада мировой торговли, ближневосточного кризиса, внезапного перемирия на Ближнем Востоке или пандемии.

Сценарии развития представлены в значительно упрощённом виде. Любой из них не может быть реализован в чистом виде, в будущем возможно воплощение в жизнь различных их компонентов. Сценарий 1, возможно, получит наибольшую поддержку среди населения региона ввиду признания важности таких мега-проектов, как эксплуатация Штокмановского газоконденсатного месторождения и проведение нефтепровода к Мурманску, получивших высокую оценку среди опрошенных экспертов. Реализация таких проектов может иметь положительное влияние на рост доходов населения. Однако реальное развитие Мурманской области может также происходить при доминировании некоторых тенденций из других сценариев. Например, сценарий 2 может быть реализован на основании событий сценария 1. Эта модель была обозначена некоторыми зарубежными экспертами как возможная. Согласно мнению некоторых мурманских специалистов, большое внимание следует уделить комплексу логистических услуг для обслуживания газового и морского секторов.

Map_1_x660

Рисунок 1. Населённые пункты Мурманской области.

В комментариях зарубежных экспертов основное внимание было сосредоточено на следующих аспектах:

  • безопасность – интересы политических и военных организаций определяют политику использования природных ресурсов на Севере;
  • введение в эксплуатацию Штокмановского месторождения не представляет столь серьёзного значения для развития региона, как решение о том, в какие сроки будет начато освоение ресурсов Баренцева, Печорского и Карского морей.

Принятие такого решения может стать основой для развития логистического сервиса (строительства в регионе флота, нефтяных терминалов для хранения нефти и другой инфраструктуры для последующей перегрузки её в крупные танкеры). Негативное влияние на развитие области могут оказать отказ от строительства наземного нефтепровода до Индиги, а также перенос строительства сооружений, которые будут обслуживать морскую добычу на шельфе Арктики на территорию других областей.

Независимая политика России в сфере пищевой промышленности вызовет рост производства в рыбной отрасли Мурманска. С точки зрения представителей малых и средних предприятий, важные решения также могут быть приняты в отношении, например, инвестиций в энергетический сектор через заключение субподрядных договоров с судостроительными верфями региона.

Концепция вероятного сценария.

Наиболее вероятная картина будущего экономического развития Мурманской области отражена в сочетании ответов различных групп респондентов. На основании мнений экспертов сценарий 2 отражает наиболее вероятную картину будущего развития, или является наиболее соответствующим ей.

Будущее Мурманска может рассматриваться в соответствии с желательной и возможной картиной на основании развития, во-первых, логистического сервиса в регионе, во-вторых, горно-металлургической промышленности и в-третьих, энергетического комплекса. Разные группы респондентов выделяют данные отрасли в качестве основных. Ноу-хау и информационно-коммуникационный сектор также могут играть важную роль в развитии региона. Предпосылки работы данных отраслей основаны на естественной конкуренции, усиленной влиянием исследовательского и образовательного секторов. Порты и железные дороги всегда будут представлять важнейшие объекты логистического развития Мурманской области. Трубопроводные проекты и информационные сети будут важнейшими объектами инвестирования, и этот факт особенно подчеркивался некоторыми группами респондентов.

Курс развития региона зависит, прежде всего, от стратегии крупных предприятий и федеральной политики. Однако в долгосрочной перспективе важность решений, принимаемых на местном уровне, может расти. Поскольку рано или поздно возникнет необходимость принятия на федеральном уровне большого количества решений практического характера в связи с реализацией крупных региональных проектов в энергетическом секторе, в том числе и проектов, осуществляемых в партнёрстве малых и средних российских предприятий с зарубежными компаниями.

Современное положение Мурманской области можно сравнить с ситуацией в норвежском Ставангере на исходе 60-х годов прошлого века, когда в Северном море началась добыча нефти. В качестве ещё одного объекта для сравнения можно назвать шотландский Абердин, являющийся морской базой для нефтегазовой промышленности в той части Северного моря, которая принадлежит Великобритании.

Федеральная политика оказывает влияние на скорость развития региона в данном направлении. Увеличение относительного и абсолютного веса энергетического кластера в области будет происходить главным образом при условии реализации инвестиционного процесса применительно к освоению Штокмановского месторождения и строительству нефтепровода к Мурманску.

Штокмановское месторождение вероятно будет введено в эксплуатацию в 2020–2025 годах. Условием запуска его в эксплуатацию может служить привлечение французского и норвежского капитала и технологий в регион через приход на рынок иностранных компаний (можно сравнить этот процесс с ролью компании Shell в реализации проекта по производству энергетических ресурсов на Сахалине). Важным фактором его реализации может стать долгосрочное соглашение между ЕС и Россией о сотрудничестве и использованию энергетических ресурсов, которое обеспечит с одной стороны, инвестиции, а с другой – наличие рынков. Возможно заключение межгосударственных соглашений, например, между Россией, Францией и Германией, достаточных для начала инвестиционного процесса. Благодаря чему капиталовложения в энергетический комплекс северного региона могли бы получить приоритет в энергополитике России по сравнению с инвестициями, направляемыми на создание инфраструктуры поставок в регион АТР.

Map_2

Рисунок 2. Основной нефтегазовый трубопровод в Северо-Западном регионе России и нефте- и газопроводы.

Наиболее важным при обсуждении будущей картины развития и экономической ситуации в Мурманской области явилось заключение о том, что область занимает центральное положение в логистическом аспекте применительно к сфере производства энергетических ресурсов в Арктике, вне зависимости от того, какой будет ситуация с разработкой Штокмановского месторождения в 2025 г. и будет ли осуществлено строительство нефтепровода до посёлка Индига или Мурманска.

Возрастает значение северных территорий, являющихся источником энергии и продовольствия. Значение Мурманска, расположенного на Севере России, увеличивается в аспекте использования энергетических ресурсов, полезных ископаемых и также с учётом продовольственного потенциала моря. Даже если интересы энергетического комплекса и рыбной промышленности время от времени входят в противоречие друг с другом. Все возникающие споры должны быть рано или поздно урегулированы.

Мурманский регион обладает стратегической важностью для экономики и военной политики России. Поскольку российская военная промышленность переживает процессы перевооружения, рассчитанные на долгосрочную перспективу, в регионе в любом случае будет наблюдаться экономический рост. Этот аспект также отразится на разработке некоторых районов добычи полезных ископаемых.

Ресурсы минералов и полезных ископаемых Мурманской области ещё не использованы в полном объёме, минералы и полезные ископаемые, добываемые в регионе и необходимые для энергетического комплекса, могут служить основой для создания новых производственных линий горно-металлургической промышленности. Например, полезные ископаемые в районе Салла в Финляндии, между границей Салла и посёлком Аллакурти (бывшая территория Финляндии) в районе, носящем название Саллалатвa (Мурманской области), можно использовать для проведения буровых работ в районах илистого дна.

Начало инвестиций в разработку Штокмановского месторождения обладает значительным влиянием и на такой фактор как численность населения в регионе. Существующая индустриальная активность, центральное место в которой занимает горно-металлургическая промышленность, специализирующаяся на крупномасштабном производстве, более не способствует поддержанию численности населения. Как показывает практика, монопромышленные регионы в большей степени могут испытывать сокращение численности населения, если не будет принято никаких действий для всестороннего развития структуры промышленности и улучшения состояния окружающей среды путём внедрения новых технологий. Сокращение численности населения может также создавать препятствия для функционирования традиционной промышленной деятельности в регионе.

Необходимо уделить внимание дополнительным возможностям, которые могут быть созданы в связи с модернизацией производства или выходом мурманских предприятий на внешние рынки в целях всестороннего развития структуры региональной промышленности. Научно-исследовательская и образовательная деятельность должны быть направлены, прежде всего, на удовлетворение новых потребностей развивающихся отраслей, таких как логистика, энергетика, туризм и информационные технологии. В ряде случаев будет положено начало новым подходам к деятельности данных отраслей. Поддержка разнообразия экономических структур на региональном и федеральном уровнях может повлиять на социально-экономическую ситуацию в городах, в которых доминирует лишь одна отрасль промышленности. Создание нового социального капитала обладает огромным значением для регионального развития.

Потребность в инновационных мерах.

Природные ресурсы Мурманской области и прилегающих районов требуют для их эффективной разработки развития инфраструктуры. Поиск решений, приносящих экономическую выгоду и эффект снижения себестоимости проектов, играет главную роль для привлечения инвестиций. Нахождение новых экономически выгодных транспортных и производственных решений для арктического региона, характеризующегося высокими производственными издержками, подчеркивает важность деятельности по внедрению инновационных подходов. В этом аспекте возрастает важность сотрудничества между научно-исследовательскими институтами и предприятиями транспортного и логистического сектора, энергетическим сектором и предприятиям горно-металлургического кластера. До настоящего момента инновационные решения, касающиеся развития новых транспортных и логистических технологий, принимавшиеся в отношении предприятий региона, сводились к покупке технологий у иностранных компаний.

Результаты исследования показывают, что в перспективе Мурманск станет важным логистическим центром на Северо-Западе России, специализирующимся в области транспортировки природных ресурсов и продуктов их переработки на мировой рынок. Перспективы развития «логистических ворот» в регионе, главным образом, зависят от тенденций в мировой экономике и ситуации на сырьевых рынках.

Реальные сроки освоения ресурсов Мурманской области могут существенно отличаться от любых современных планов. Горно-металлургическая промышленность всё ещё играет главную роль в экономике региона. Для реализации новых проектов потребуются рабочая сила и инфраструктура, адаптированные к условиям арктического Севера. Компаниям, которые приходят в регион, придётся опираться на существующие инфраструктурные возможности и трудовой рынок, учитывая тот факт, что существенная часть населения области хотела бы жить и работать в своём регионе. В противном случае возможный приток инвестиций в газовую и нефтедобывающую промышленность и логистический сектор может быть быстро приостановлен, а проекты стать нерентабельными, так как привлечение рабочей силы из других регионов в Мурманскую область и строительство новой инфраструктуры обойдётся очень дорого. Кроме того, возникнет потребность в проведении углублённых исследований вопросов привлечения рабочей силы, а также меняющихся ценностей и образа жизни в регионе.

Мурманская область обладает исключительными возможностями. Плотность населения, проживающего в регионе, довольно высока по сравнению с другими северными промышленными регионами. Это мощный ресурс, который, может сыграть значительную роль в превращении Мурманской области в один из ведущих промышленных регионов России. Кроме того, Мурманск может стать одной из главных баз по исследованию арктических природных ресурсов для обеспечения глобальных энергетических потребностей и защите экологии Арктики в долгосрочной перспективе.



Print This Post Print This Post
©2018 Pro-arctic.ru