Они покоряли Арктику.
13 февраля 2014 г. исполняется 80 лет с момента, когда мир облетела весть о крушении парохода «Челюскин», экспедиция которого под командованием Владимира Воронина и Отто Шмидта положила начало освоению Северного морского пути. В результате сильного сдавливания судно затонуло, а на льду оказались 104 человека. Покорители Арктики работали в три смены. Из-за сильного ветра 13 раз им пришлось находить новые льдины. Мировую известность кораблю принесла не только сама катастрофа, но и уникальная спасательная операция. Лётчики, снявшие челюскинцев со льдины, стали первыми Героями Советского Союза.
Пароход «Челюскин», построенный в Дании на верфях фирмы Burmeister og Wain (B&W, Copenhagen) по заказу советских внешнеторговых организаций, был предназначен для плавания между устьем Лены и Владивостоком. Получил своё название в честь русского мореплавателя и исследователя Севера С. И. Челюскина.
По техническим данным пароход, дедвейтом в 7,5 тыс. т, был для того времени наиболее современным грузопассажирским кораблём. Корабль был построен в соответствии со специальными требованиями Lloyd – «усиленный для навигации во льдах» (100 A1 strengthened for navigation in ice). По информации фирмы B&W пароход был отнесён к судам ледокольного типа (the ice breaking type). Пароход был спущен на воду 11 марта 1933 г., а 16 июля того же года «Челюскин» под командованием полярного капитана В. И. Воронина и начальника экспедиции члена-корреспондента АН СССР О. Ю. Шмидта отплыл из Ленинграда в Мурманск, по пути зайдя в доки компании-производителя в Копенгагене, где были устранены несколько выявленных дефектов.
2 августа 1933 г., взяв на борт 112 человек, пароход вышел из Мурманска во Владивосток, отрабатывая схему доставки грузов по трассе Северного морского пути за одну летнюю навигацию. На трудных участках пути в проводке «Челюскина» планировалось участие ледоколов.
Первые льдины встретились в Карском море при выходе из пролива Маточкин Шар. При помощи ледокола корабль преодолел сплошные льды и продолжил движение самостоятельно, достигнув 1 сентября мыс Челюскин. В Чукотском море пароход вновь встретился со сплошными льдами и 23 сентября оказался полностью заблокирован.
«Челюскин» дрейфовал вместе с экипажем в течение почти пяти месяцев. 4 ноября 1933 г. благодаря удачному дрейфу вместе со льдами пароход вошёл в Берингов пролив. До чистой воды оставались считанные мили. Однако затем судно было увлечено назад, в северо-западном направлении. 13 февраля 1934 г. в результате сильного сжатия «Челюскин» был раздавлен льдами и затонул в течение двух часов. Ещё заранее, опасаясь подобного исхода, экипаж подготовил всё необходимое для выгрузки на окружающие льды. На лёд удалось перенести кирпичи и доски, из которых строили бараки.
В результате катастрофы на льду оказалось 104 человека (8 человек по разным причинам покинули пароход ещё у мыса Челюскин).
Эвакуация лагеря осуществлялась с помощью авиации. Спустя примерно три недели после гибели судна, 5 марта, лётчик Анатолий Ляпидевский на самолёте АНТ-4 пробился к лагерю и снял со льдины десять женщин и двоих детей.
Следующий рейс удалось организовать только 7 апреля. За неделю лётчики Василий Молоков, Николай Каманин, Михаил Водопьянов на самолётах Р-5, Маврикий Слепнёв на самолёте Consolidated Fleetster и Иван Доронин на Junkers W-34 вывезли на материк остальных челюскинцев. Последний рейс был совершён 13 апреля 1934 г. Всего летчики совершили 24 рейса, перевозя людей в чукотское становище Ванкарем, находившееся в 140–160 км от ледовой стоянки. Лётчик М. С. Бабушкин и бортмеханик Георгий Валавин 2 апреля самостоятельно прилетели со льдины в Ванкарем на самолёте Ш-2, служившем «Челюскину» для ледовой разведки.
Все 104 человека, два месяца проведшие в условиях полярной зимы на льдине, были спасены. В последние дни пребывания на льдине начальник экспедиции Отто Шмидт тяжело заболел и по решению правительственной комиссии 11 апреля был переправлен в больницу на Аляске, в город Ном. В Москве участникам экспедиции была устроена торжественная встреча.
Неоднократно организовывались экспедиции с целью поиска остова затонувшего судна. Экспедиции в 70-х годах прошлого века были безрезультатны.
К 70-летию памяти «Челюскина» была организована подводная археологическая экспедиция «Челюскин-70». В 2004 г. участники заявили, что судно найдено, однако вскоре стало понятно, что это была ошибка. В сентябре 2006 г. участники экспедиции «Челюскин-70» заявили, что они нашли затонувший пароход «Челюскин». Фотографии поднятых фрагментов и пробы металла направили в Копенгаген, в судостроительную компанию, со стапелей которой сошёл «Челюскин». В феврале 2007 г. эксперты подтвердили, что стойка леерного ограждения и вентиляционная решётка, поднятые участниками российской экспедиции в 2006 г. со дна Чукотского моря, действительно являются фрагментами легендарного парохода.
/РИА Новости, Wikipedia/