Директор по реализации энергетических программ «ОДК Инжиниринг»: Спрос на газотурбинные двигатели для нефтегазовых проектов на Севере будет только расти
Создание газотурбинных морских двигателей (ГТД) для гражданских проектов — компетенция отечественных двигателестроителей, востребованность которой сегодня как никогда высока. Уже существует пример применения первого отечественного энергетического агрегата на арктическом проекте «Газпрома» — газотурбинной электростанции морского базирования для ледостойкой платформы месторождения «Каменномысское-море» на Обской губе
Во время работы Петербургского международного газового форума руководитель перспективных проектов компании «ОДК-Инжиниринг» (входит в Объединенную двигателестроительную корпорацию Ростеха) Сергей Короткевич рассказал информационно-аналитическому порталу PRO—ARCTIC о текущем состоянии дел в области производства морских газотурбинных двигателей, взаимосвязи между созданием морских газотурбинных двигателей и развитием проектов производства СПГ на Севере России, а также о планах по серийному производству и применению данных агрегатов в других проектах
— В нефтегазовых проектах, в том числе и на Севере, возможно использование двух отечественных двигателей. Первый это 8-мегаваттный двухтопливный двигатель Е70/8РД. Он находится в высокой степени готовности, НИОКР по этому двигателю прошли в 2011-12 гг. при поддержке Минпромторга. Среди его преимуществ – способность автоматически переходить с жидкого на газообразное топливо без снижения нагрузки. Это важная характеристика для применения двигателя в морской энергетике. В настоящее время нами рассматривается потенциальный якорный заказ на поставку газотурбинных энергоустановок на базе Е70/8РД.
Второй двигатель — 16-мегаваттный М90ФР. Сейчас он способен работать исключительно на жидком топливе. Для успешного применения в морских проектах необходимо провести НИОКР по созданию двухтопливного газотурбинного двигателя. В этой связи мы изучаем потенциальный спрос на данный двигатель.
Перспективы начала серийного производства 8-мегаваттных двигателей мы видим на горизонте 2025-2026 гг., а для 16-мегаваттных – в 2027-2028 гг.
Резонный вопрос: как эти двигатели связаны с арктическими проектами по СПГ?
— Мы видим возможность создания энергоустановок на базе Е70/8РД и М90ФР для судов вспомогательного ледокольного флота, где основным видом топлива является СПГ. в настоящее время рассматривается необходимость создания группы вспомогательных ледоколов в районе Ямала, которые будут работать на сжиженном газе.
Кроме того, мы принимали участие в рассмотрении технико-экономического обоснования для танкеров ледового класса, предназначенных для перевозки СПГ. Сейчас запланировано использовать для этих целей поршневые машины. Наше предложение — использовать энергоустановки на базе 16-мегаваттных М90ФР — по три газотурбинных установки на каждый танкер.
Если говорить о применении газотурбинного оборудования в проектах СПГ более широко, то энергетическое и газоперекачивающего оборудование ОДК может быть использовано при энергообеспечении проектов СПГ, добычи газа и нефти, транспортировке газа до заводов СПГ и в циклах по сжижению природного газа. Также возможно применение морских двигателей ОДК в сложных климатических зонах, в регионах с высокой влажностью и высоким солесодержанием соли, и где условия работы на суше идентичны морским.
Кроме того, хорошие ресурсные показатели, двухтопливность и способность автоматического перехода с одного вида топлива на другой имеют высокий спрос среди заказчиков, для которых не приоритетно соответствие ГТД требованиям Морского регистра. Они готовы применять эти двигатели в исключительно наземных проектах.
Если говорить о ближайших перспективах, то наиболее актуальным и востребованным сейчас является применение морских ГТД в проектах строительства новых платформ для нефтегазодобычи и замена импортного оборудования на существующих платформах.
Однако в последнем случае нужно учитывать не только наши возможности, но и особенности проекта самой платформы. Часто бывает, что импортные газотурбинные установки так тесно интегрированы в конструктив, что без буксировки платформы на верфь эту работу выполнить невозможно, требуется перепроектирование, сложный демонтаж, монтаж, наладка и испытания нового оборудования.
Если оценивать потенциальный спрос, то с учетом доступной нам информации по перспективным объемам применения газотурбинных энергетических установок на нефтегазовых платформах, плавучих ГТЭС, танкерах и ледокольном флоте на СПГ, мы можем говорить о востребованности на уровне 100 энергоустановок на период до 2040 г. Однако, остается открытым вопрос о том, когда начнутся более массовые работы в Арктике на шельфе по запланированным крупным арктическим проектам, связанным со строительством морских платформ и применением технологий сжижения СПГ.
С учетом долгосрочных планов использования в качестве топлива природного газа на месторождениях и СПГ на судах, вопрос применения газотурбинных двигателей в нефтегазовых и судовых проектах останется актуальным на протяжении многих лет.