Международная практика экологического мониторинга на шельфе Арктики
Екатерина Павлушкина, Директор, Deloitte Россия.
Большая часть Арктики находится под суверенитетом восьми арктических государств, которые осуществляют регулирование в области охраны окружающей среды в рамках Арктического совета, Конвенции Осло-Париж (OSPAR), других организаций и собственных законодательных норм на уровне национального законодательства.
Россия является постоянным членом Арктического совета. Кураторами рабочих групп выступают профильные федеральные ведомства РФ, в первую очередь Минэкономразвития, Минприроды, МЧС России и Росгидромет. Отсутствие в Российской Федерации единых нормативных документов, регламентирующих объёмы, виды и методы проведения экологического мониторинга на шельфе, приводит к тому, что каждая компания ведёт работы по собственной программе в соответствии с лицензионными условиями о недропользовании. ГОСТы, своды правил совместных предприятий регулируют требования по охране морской среды при разведке и освоении нефтегазовых месторождений, но не устанавливают требования к экологическому мониторингу на шельфовых участках. Большинство нормативно-методических документов и стандартов разработаны для водных объектов на суше и не учитывают особенности арктической морской среды.
Существуют международные регуляторы экологического мониторинга шельфа на уровне государств (Арктический совет, Конвенция Осло-Париж – OSPAR и Хельсинская комиссия – HELCOM) и компаний (The International Association of Oil & Gas Producers – IOGP, International Petroleum Industry Environmental Conservation Association – IPIECA и другие). Экологический мониторинг регулируется на уровне государств путём создания международных организаций, конвенций и на уровне компаний посредством законодательства стран их деятельности, а также международными ассоциациями, членами которых они являются.
Основные цели и задачи Арктического совета: проведение экологического мониторинга, получение достоверной и достаточной информации о состоянии арктической среды; разработка предложений и рекомендаций по предотвращению и контролю над загрязнениями для приарктических государств и стран наблюдателей. Работа Арктического совета осуществляется в рамках шести рабочих групп по разным экологическим аспектам: устранению загрязнения Арктики (ACAP), реализации программы арктического мониторинга и оценки (AMAP); сохранению арктической флоры и фауны (CAFF); предупреждению, готовности и ликвидации чрезвычайных ситуаций (EPPR); защите арктической морской среды (PAME); устойчивому развитию в Арктике (SDWG).
Основные рекомендации, разработанные Арктическим советом, включены в «Руководство для нефтегазовых компаний на шельфе Арктики», которое содержит рекомендации проведения мониторинга на всех этапах деятельности и оценке воздействия на окружающую среду, а также «Руководство PAME по обеспечению безопасности нефтегазовых операций на арктическом шельфе».
OSPAR осуществляет работу в рамках стратегий совместного мониторинга шельфов странами-участницами. Среди основных целей и задачей Конвенции Осло-Париж: разработка подходов и рекомендаций проведения мониторинга для стран участниц; проведение согласованных программ мониторинга; сбор данных мониторинга от стран участниц; осуществление контроля исполнения рекомендаций и стандартов.
В зависимости от реализации экосистемного подхода выделены 6 стратегий.
В рамках OSPAR разработаны рекомендации в области: химической оценки, замера шумов, измеряемых параметров эвтрофикации (чрезмерное увеличение содержания биогенных элементов в водоёмах, сопровождающееся повышением их продуктивности). Конвенция требует предоставления ежегодного отчёта качества среды от стран-участниц. Принятые рекомендации и соглашения являются юридически обязательными для них в рамках процедуры представления отчётности и оценки.
Основные цели и задачи комиссии HELCOM заключаются в разработке подходов и рекомендаций к проведению мониторинга в странах-участницах, контроле над проведением скоординированного экологического мониторинга в них, а также в осуществлении контроля над исполнением рекомендаций и стандартов всеми странами Балтийского моря. Рекомендации должны выполняться странами на основе своего национального законодательства, с учётом внесённых в них изменений. Страны должны регулярно отчитываться по принятым правовым и нормативным мерам, эффективности и проблемам, возникающим при реализации положений конвенции.
Работа HELCOM осуществляется в рамках пяти основных рабочих групп.
Международная ассоциация производителей нефти и газа (The International Association of Oil & Gas Producers – IOGP) – самая представительная профильная корпоративная ассоциация. IOGP собирает и обобщает ценные знания для использования в качестве руководящих принципов и надлежащей практики проведения экологического мониторинга её участниками. Участники IOGP используют руководящие принципы «Мониторинга окружающей среды на шельфе для нефтяной и газовой промышленности», при этом документ носит рекомендательный характер. При выполнении рекомендаций компании должны учитывать требования законодательства стран, на территории которых они ведут работы. Однако российские нефтегазовые компании не являются членами этой ассоциации.
Мониторинг окружающей среды на шельфе в нефтяной и газовой отраслях основан на так называемых руководящих принципах, включающих аналитические методы и стандарты анализа воды и донных отложений, методы отбора проб и подготовки их к анализу, работы биомаркеров и анализа полициклических ароматических углеводородов (ПАУ) в морских организмах. Руководящие принципы содержат подробное описание изучаемых параметров, методов проведения анализа и используемых стандартов для проведения мониторинга на шельфе, а также рассматривают возможности использования новых технологий мониторинга, таких как биомаркеры и стационарные или мульти-сенсорные платформы.
В последние годы технологии подводного мониторинга претерпели существенные улучшения: увеличилась частота измерений, появилась возможность отслеживать естественные сезонные и глобальные изменения, проводить измерения в реальном времени, в том числе с помощью фотосъёмки, что полезно для учёных и понятно общественности. Для сбора мониторинговых наблюдений, всё чаще используется мобильные и мульти-сенсорные платформы, с вычислительными и коммуникационными приборами.
В Российской Федерации существуют, хотя и не в структурированном виде, правовые нормы проведения экологического мониторинга на шельфе для компаний. Так, в основополагающем документе – Федеральном Законе «Об охране окружающей среды» – субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны проводить производственный экологический контроль. Только в ФЗ «О континентальном шельфе РФ» указывается, что сведения, обязывающие проводить организацию мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, должны быть указаны в лицензионных условиях пользования недрами.
При отсутствии нормативно-правовых и методических рекомендаций, регулирующих экологический мониторинг, российские компании самостоятельно разрабатывают локальные документы, которые регулируют корпоративные стандарты по экологическому мониторингу.