Эксперты заявили о нехватке в российском флоте атомных и дизель-электрических ледоколов

0.743811001347390351

Российский флот на сегодняшний день испытывает нехватку ледоколов двух основных типов: атомных и дизель-электрических, первые наиболее эффективны при прохождении судами Северного морского пути (СМП), вторые — незаменимы для неарктических территорий. Кроме того, стране нужны ледоколы нового типа, работающие на сжиженном газе. Такие мнения в беседе с корреспондентом ТАСС высказали эксперты.

Премьер-министр Дмитрий Медведев во время посещения Балтийского завода (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) и общения с рабочими предприятия заявил, что власти РФ примут решение о заказе на строительство новых ледоколов, в том числе на Балтийском заводе. В настоящее время на предприятии строится три универсальных атомных ледокола проекта 22220 мощностью 60 мегаватт: головной «Арктика» и серийные «Сибирь» и «Урал». Балтийский завод в начале 2019 года получит заказ на строительство еще двух атомных ледоколов. Однако опрошенные ТАСС эксперты считают, что темпы наращивания ледокольного флота в стране должны быть существенно выше.

Атомные ледоколы для Арктики и Севморпути

По мнению большинства экспертов, с увеличением грузопотока по Северному морскому пути (СМП) и развитием крупных экономических проектов в Арктической зоне будет расти потребность в атомных ледоколах. В акватории Севморпути действуют восемь линейных ледоколов: четыре атомных и столько же дизель-электрических, но флот стремительно стареет, отмечают опрошенные ТАСС эксперты. При этом ранее президент Владимир Путин заявил, что к 2025 году грузопоток на Севморпути должен вырасти в 10 раз — до 80 млн тонн. По мнению генерального директора Росатома Алексея Лихачева, до 2030 года для обеспечения надежной и своевременной навигации по Северному морскому пути нужно построить до 10 атомных ледоколов, инвестиции в строительство которых Росатом оценивает в 0,5 трлн рублей.

Как сообщил ТАСС представитель экспертного центра проектного офиса развития Арктики, доцент кафедры госрегулирования экономики президентской академии Александр Воротников, для реализации плана по увеличению грузопотока по Севморпути существующего флота недостаточно. «Арктике нужны современные мощные ледоколы, такие как ледоколы проекта «Лидер», но к их строительству еще не приступили», — сказал Воротников.

В рамках проекта «Лидер» РФ ведет разработку нового одноименного ледокола мощностью 120 МВт. Он должен стать единственным ледоколом в мире для круглогодичной проводки судов по Севморпути при толщине льда свыше 4 м. Стоимость судна может составить 70 млрд рублей. По словам вице-премьера РФ Юрия Борисова, исполнителем по строительству нового ледокола «Лидер» (а таких судов планируется построить три) будет завод «Звезда» на Дальнем Востоке.

По словам начальника штаба морских операций ФГУП «Атомфлот» Владимира Арутюняна, в ближайшие годы число атомных ледоколов в Арктике должно увеличиться. «Три ледокола у нас в стадии завершения практически, это ЛК-60, первый войдет в эксплуатацию в 2020 году, и погодками еще два. Решение о строительстве дальнейших ледоколов ЛК-60 тоже принято, их будет в общем количестве 5 единиц. И будет ледокол «Лидер», его проект готов <…> ожидаемый ввод в эксплуатацию — 2027 год», — сказал он ТАСС.

Дизельные ледоколы для Дальнего Востока и Балтики

У России есть потребность не только в атомных ледоколах, но и в крупных дизель-электрических ледокольных судах, которые могли бы осуществлять самостоятельную проводку судов в однолетних льдах, например, в регионах Дальнего Востока и Балтики, считает главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов.

«У нас кроме Арктики есть и Дальний Восток, и Балтика, где ледоколы тоже нужны, несколько лет назад даже пришлось отправлять в Балтику атомный ледокол, поскольку было сильное похолодание и дизель-электрических судов не хватало. <…> Кроме того, добавилась новая задача <…> это снабжение нашей группировки в Арктике, частично ее будут решать ледоколы, которые строит ВМФ, но, возможно, их будут страховать дизель-электрические ледоколы», — сказал Фролов.

Ранее сообщалось, что в РФ ведется строительство нескольких мощных дизель-электрических ледоколов. На 2019 год были запланированы испытания нового ледокола «Виктор Черномырдин», однако после пожара, произошедшего 27 ноября, эти сроки могут быть перенесены. Планируется, что «Виктор Черномырдин» станет самым большим и мощным из неядерных ледоколов в мире, он предназначен для проводки и буксировки кораблей во льдах толщиной до 2 м, а также для выполнения спасательных операций и подводно-технических работ.

По мнению Фролова, в скором времени Россия может запустить программу по строительству малых дизель- электрических ледоколов для нужд портов, погранслужбы и ВМФ. «Какое-то количество малых ледоколов, видимо, тоже придется строить. <…> Очевидно, что малые ледоколы не будут заменять на новые в пропорции один к одному, но, когда более насущные вопросы будут решены, вероятно, какое- то количество малых ледоколов будет заказно», — резюмировал эксперт.

По данным российского морского регистра судоходства, в России эксплуатируются дизель-электрические ледоколы и судна повышенной проходимости разных проектов и годов постройки. На протяжении многих лет одними из основных портовых ледоколов для неарктических акваторий были суда проекта 97 (разработанного в конце 1950-х годов ЦКБ-15, ныне ЦКБ «Айсберг»). В настоящее время большинство из них утилизированы, хотя ряд судов, в том числе «Иван Крузенштерн» и «Юрий Лисянский» (введены в строй в середине 1960-х годов), эксплуатируются до сих пор.

Специализированный флот

По словам заведующего кафедрой портов и грузовых терминалов Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова Александра Кириченко, на сегодняшний день необходима большая специализация ледоколов по местам их работы и функциям. «Сейчас один простой линейный ледокол, он сверхуниверсальный — это неудачное решение, они должны быть конструктивно отличающимися и ориентированными на конкретные географические места и сферы деятельности. Есть магистральные ледоколы, есть ледоколы, работающие в устьях рек, есть ледоколы, работающие в различных условиях льда. Есть ледоколы, функции которых только проводка судов и есть ледоколы, которые выполняют какие-то дополнительные функции», — сказал ТАСС Кириченко.

В РФ могут появиться ледоколы нового типа, работающие на сниженном газе, считает начальник штаба морских операций ФГУП «Атомфлот» Владимир Арутюнян. «Строить атомные ледоколы немного подольше, поэтому, возможно, появятся ледоколы на сниженном газе для Обской губы. И они, кстати, указаны в плане мероприятий по обеспечению выполнения указа президента РФ, это 4 ледокола на сжиженном газе», — отметил он.

Представитель экспертного центра проектного офиса развития Арктики Александр Воротников тоже считает, что появление ледоколов, где в качестве топлива будет использоваться сжиженный природный газ, — это вопрос времени. «Вопрос этот нужно решать технически — создавать новые двигатели, это вопрос времени, и он, думаю, будет решен в ближайшее время — это связано с политикой экономики снижения выбросов парниковых газов», — пояснил эксперт.

Как считает проректор по международному сотрудничеству Северного Арктического федерального университета Константин Зайков, существующая программа по увеличению ледокольного флота не слишком эффективна, так как предполагает не столько строительство новых судов, сколько замену старых.

«Те атомные ледоколы, которые вводятся, они в совокупности не покрывают тот флот, который устаревает. Даже при введении новых ледоколов у нас существенно мощности по ледокольной атомной проводке не увеличиваются. <…> Здесь важно ставить задачу не столько развития атомного ледокольного флота, сколько строительства транспортных судов, судов снабжения тех проектов, которые реализуются, повышенного ледового класса», — сказал Зайков, отметив, что производственные мощности в России для их строительства ограничены.

Недостаточное количество ледоколов — это далеко не единственный фактор, сдерживающий развитие перевозок по Севморпути, полагает директор Арктического центра стратегических исследований Северного Арктического федерального университета Александр Сабуров. «У нас слабое развитие портовой инфраструктуры, бункеровочных пунктов, ремонтных баз, плюс дополнительно нужна очень хорошая система обеспечения ледовой проводки не только в плане ледоколов, но и оперативного мониторинга ледовой обстановки, чтобы сразу по ходу движения судна ему предлагать наиболее оптимальный маршрут», — сказал Сабуров.

/tass.ru/



Print This Post Print This Post
©2018 Pro-arctic.ru