Богатства и опасности.

M_Kutuzova_DSC_3764_x100Мария Кутузова, главный редактор интернет-портала PRO-ARCTIC.

Статья опубликована в специальном выпуске журнала «Полярная почта», посвящённом юбилею члена Совета директоров ОАО «НК «Роснефть», специального представителя Президента Российской Федерации по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артура Чилингарова.

Разведка, добыча и транспортировка нефти и нефтепродуктов в арктических морях России идут полным ходом. Но не слишком ли велики издержки для хрупких экологических систем Арктики при разработке нефтегазовых месторождений? Что предпринимают нефтедобывающие компании для обеспечения экологической безопасности?

Polyarnaya_Pochta_(A_Chilingarov)_x220В начале августа этого года российская компания «Роснефть» и американская ExxonMobil начали бурение самой северной скважины в Российской Федерации – «Университетская-1» в Карском море – с помощью платформы West Alpha, принадлежащей норвежской North Atlantic Drilling. В апреле «Газпром нефть» отправила первый танкер с нефтью, добытой на месторождении Приразломное в Печорском море. Сейчас нефтяная «дочка» «Газпрома» готовится к бурению разведочной скважины на соседнем Долгинском месторождении. Выглядит всё это обнадеживающе – или устрашающе, в зависимости от точки зрения. Однако в чём нефтедобывающие компании нельзя упрекнуть, так это в легкомыслии.

Международное энергетическое агентство считает: полностью исключить риски аварии в Арктике сегодня нельзя. Но что делать в нештатной ситуации? «Лёд и большие расстояния значительно препятствуют локализации и ликвидации последствий нефтяных разливов (недостаточная доступность оборудования, применяемого для их ликвидации; медленные темпы биодеградации нефти)», – подчёркивают в своём исследовании под заглавием «Россия-2014. Детальный обзор энергетической политики» аналитики агентства. Также они отмечают чрезвычайную трудность навигации судов в Арктике в связи с миграцией айсбергов, что требует частого изменения маршрута для используемых транспортных средств и вызывает необходимость ледокольной проводки. Ещё одна серьёзная проблема – обеспечение поисково-спасательных операций в удалённых областях в экстремальных погодных и климатических условиях, зачастую при ограниченной видимости.

Bogatstvo_i_opasnosti_Img_x660_01

В начале сентября 2013 г. танкер «Нордвик» с 5 тыс. т дизтоплива на борту столкнулся с айсбергом в Карском море. По счастливому стечению обстоятельств разлива дизтоплива тогда удалось избежать. Но на организацию спасательной операции ушла целая неделя.

По мнению специалистов агентства, короткий сезон бурения скважин также может повлиять на увеличение рисков: в случае, если авария произойдёт к концу сезона бурения, времени для строительства скважины для глушения выброса может не хватить и ликвидаторам придётся ждать следующего периода навигации. Ещё одной сложной задачей, требующей решения, является отсутствие полного и надёжного спутникового покрытия в российской части Арктики для поддержки навигации и налаживания коммуникации.

Bogatstvo_i_opasnosti_Img_x660_02

За последнее время в России предприняты значительные усилия для обеспечения экологической безопасности от возможных разливов нефти при добыче на шельфе. С 1 июля 2013 г. на законодательном уровне определены обязанности организаций, работающих в морских акваториях, в области предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов. Начиная с 2013 г. во всех вновь выдаваемых лицензиях в Арктике фиксируется обязанность недропользователя иметь апробированные технологии по ликвидации разливов нефти в ледовых условиях. Министерство природных ресурсов и экологии рекомендовало компаниям «Роснефть» и «Газпром», обладающим законодательно закреплённым правом на разработку морских месторождений в российской части Арктики обеспечить разработку эффективных методов, технологий и оборудования для ликвидации нефтяных разливов в условиях арктического шельфа с привлечением научных коллективов страны.

«Роснефть» и наука.

По словам члена Совета директоров ОАО «НК «Роснефть», специального представителя Президента Российской Федерации по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артура Чилингарова, компания «Роснефть» и Русское географическое общество начали работу над комплексной программой научного освоения Арктики и планируют привлечь к этой инициативе ведущих российских учёных. «В июле мы уже провели круглый стол в Арктическом научно-проектном центре (совместное предприятие ОАО «Роснефть» и ExxonMobil). Мы приняли решение создать междисциплинарную арктическую программу и поручить её разработку лучшим специалистам. «Роснефть» тесно сотрудничает с научным сообществом, ведь рациональное и безопасное освоение шельфа невозможно без масштабных комплексных исследований. Мы надеемся также, что нашу инициативу поддержат государственные структуры, и рассчитываем на широкую международную кооперацию», – отметил Чилингаров.

«Роснефть» уже организовала несколько научно-исследовательских экспедиций в высоких широтах. Итоги последней арктической экспедиции под названием «Кара-зима-2014», проходившей на борту атомного ледокола «Ямал», позволили экспертам говорить о настоящем прорыве в изучении Арктики. В течение 63 дней ведущие российские и зарубежные научные и проектные организации, геологи, экологи, акустики, специалисты в области изучения льда исследовали участки в Карском, Восточно-Сибирском море и море Лаптевых. Это самая продолжительная экспедиция в Северном Ледовитом океане со времён распада СССР.

Bogatstvo_i_opasnosti_Img_x660_03

Этим летом «Роснефть» отправила в арктические моря сразу несколько экспедиций. На борту экспедиционного судна «Академик Трешников» прошла «Кара-лето-2014», организованная Арктическим научно-проектным центром при поддержке специалистов ФГБУ «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт», Росгидромета, ВНИИ Океангеология им. И. С. Гранберга, Института географии РАН. Комплексная научно-исследовательская экспедиция в течение 57 суток изучала территорию нескольких лицензионных участков, принадлежащих компании «Роснефть». В программу экспедиции, в частности, входил масштабный мониторинг морских млекопитающих и птиц. Кроме того, специалисты-зоологи оценивали воздействие изменений окружающей среды на белых медведей.

В этом году (впервые в истории) «Роснефть» проводит с помощью двух судов комплексные эколого-рыбохозяйственные исследования на трёх лицензионных участках моря Лаптевых: Анисинско-Новосибирском, Усть-Ленском и Усть-Оленекском. К работам привлечены специалисты Мурманского морского биологического института КНЦ РАН и Государственного океанографического института им. Н. Н. Зубова. Учёные исследуют все элементы экосистемы моря Лаптевых – от вирусов и бактерий до птиц и животных, обитающих в этом регионе.

Арктический научно-проектный центр шельфовых разработок проводит с июля по октябрь 2014 г. комплексный мониторинг морской фауны на маршруте Северного морского пути. Масштабная экспедиция с привлечением двух ледоколов охватит акватории всех северных морей России.

Bogatstvo_i_opasnosti_Img_x660_04

При реализации шельфовых проектов «Роснефть» планирует на постоянной основе проводить оценку состояния окружающей среды в акватории северных морей и на прилегающих территориях. В настоящее время компания восстанавливает метеорологическую сеть в Арктике: только в прошлом году были открыты три современные метеостанции на побережье архипелага Новая Земля.

Для обеспечения безопасного бурения с помощью буровой установки West Alpha на структуре Университетская в Карском море (в тяжёлой ледовой обстановке) «Роснефть» и ExxonMobil разработали уникальную схему предотвращения столкновений с айсбергами. В случае, если ледовый торос или льдина будет угрожать буровой установке, специализированные суда поддержки отбуксируют ледовое образование на безопасное расстояние. Если размеры айсберга или льдины не позволят это сделать, система изолирует скважину без вреда для окружающей среды, а буровая установка уйдёт в безопасное место. Как сообщает «Роснефть», West Alpha оснащена двумя группами противовыбросовых превенторов и независимым подводным запорным устройством.

«Газпром» и « ЛУКОЙЛ».

В декабре прошлого года началась промышленная разработка месторождения Приразломное. Оператор проекта – «Газпром нефть», а лицензия на Приразломное была передана «Газпромом» ещё одному дочернему предприятию – ООО «Газпром нефть шельф». Нефть поступает в хранилище морской платформы «Приразломная», установленной на шельфе Печорского моря в 2012 г. «Газпром нефть», как оператор проекта, при разработке Приразломного нефтяного месторождения уделяет особое внимание вопросам безопасности. По информации компании, с учётом передового мирового опыта и требований российского законодательства разработан подробный план предупреждения и ликвидации возможных разливов нефти.

«Газпром нефть шельф» сообщает о наличии на платформе «Приразломная» современного оборудования, которое позволит специалистам компании ликвидировать возможные разливы нефти в арктических условиях и осуществить сбор нефти в ледовых условиях. В посёлке Варандей, расположенном на побережье Ненецкого автономного округа, недалеко от месторождения несёт дежурство профессиональное аварийно-спасательное формирование (ПАСФ) «Экошельф-Балтика», готовое в случае разлива нефти немедленно приступить к ликвидации его последствий с применением нефтесборного оборудования и с участием специализированных судов. Летом этого года в Печорском море в районе нефтедобывающей платформы «Приразломная» и вахтового посёлка Варандей «Газпром нефть» организовала учения по поиску и спасению людей, а также ликвидации разливов нефти «Арктика-2014».

Дочерняя компания «Газпромнефть-Сахалин» – оператор разработки Долгинского месторождения – также провела учения в районе бурения новой разведочной скважины на шельфе Печорского моря для проверки готовности компании к оперативным действиям в нештатных ситуациях. Кроме того, совместно с государственным природным заповедником «Ненецкий» (ГПЗ «Ненецкий») и Зоологическим институтом РАН (ЗИН РАН) «Газпромнефть-Сахалин» компания организовала научную экологическую экспедицию по исследованию морских природных экосистем в арктических широтах. Этим летом научно-исследовательское судно «Профессор Владимир Кузнецов» работало вблизи островов Матвеев, Голец, Долгий, Большой и Малый Зеленец, входящих в особо охраняемые природные территории ГПЗ «Ненецкий».

По словам первого заместителя генерального директора «Газпром нефти» Вадима Яковлева, современные нефтегазовые проекты следует реализовывать начиная с детального анализа рисков, что позволяет уже на стадии проектирования выбрать оптимальные решения для обеспечения экологической безопасности и предотвращения негативного воздействия на окружающую среду. «Мы понимаем, что планы по освоению арктического шельфа предъявляют повышенные требования к экологической безопасности, и относимся к этому вопросу с особым вниманием», – отмечает Яковлев.

«Газпром» и частная российская нефтяная компания «ЛУКОЙЛ» объединили усилия для защиты Печорского моря. Компании договорились оказывать друг другу помощь в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

У «ЛУКОЙЛа» есть свои арктические наработки: ещё в 2008 г. компания ввела в эксплуатацию Варандейский нефтеотгрузочный терминал в Печорском море, на который поступает нефть, добываемая в рамках сухопутных проектов в Ненецком автономном округе. Море в районе Варандейского терминала покрыто льдом в среднем 247 дней в году, толщина льда достигает 2 м. Для безопасной отгрузки нефти в этом районе постоянно дежурит ледокол «Варандей», способный преодолевать лёд толщиной до 2 м. Главная задача судна – обеспечить безопасный подход танкеров к причалу, их швартовку и стоянку. По словам Александра Абашина, начальника управления промышленной безопасности и экологии ОАО «ЛУКОЙЛ», обеспечение экологической безопасности ведёт к удорожанию реализации морских проектов в среднем на 15%, однако «ЛУКОЙЛ» осознанно идёт на эти расходы. Базовым принципом политики компании в этой сфере является применение так называемого нулевого сброса, что предполагает вывоз всех отходов в специальных контейнерах, их обезвреживание и утилизацию на берегу. Стандарты «ЛУКОЙЛа» по соблюдению принципа «нулевого сброса» положены в основу рекомендаций Хельсинкской комиссии по защите морской среды (ХЕЛКОМ) для стран, ведущих деятельность на шельфе Балтийского моря.

Экологи и нефтяники.

К началу 2014 г. примерно 25% российского шельфа в Арктике было покрыто лицензионными участками нефтяных компаний. Такие масштабы планируемых проектов серьёзно тревожат экологические организации. Противостояние экологов и нефтяных компаний зачастую принимает радикальный характер, как в случае с Greenpeace. Но, по словам Алексея Книжникова, координатора программы по экологической политике нефтегазового сектора Всемирного фонда дикой природы, многие экологи готовы сотрудничать с нефтяными компаниями.

Bogatstvo_i_opasnosti_Img_x660_05

В своём выступлении в ходе совещания по вопросам эффективного и безопасного освоения Арктики при Президенте России Книжников отметил позитивный и уникальный опыт, который у нас в стране накоплен в области обеспечения экологической безопасности освоения шельфовых месторождений дальневосточных проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2», где был реализован экосистемный подход к недропользованию. В частности, вводятся ограничения на сейсморазведочные работы в период максимальной концентрации в Охотском море занесённых в Красную книгу серых китов, которые прибывают на летние пастбища к Сахалину, или во время массовой миграции лосося. «Уникальный мировой опыт – это эффективность и глубина диалога между всеми секторами… Мы считаем, что именно такой диалог, такое взаимодействие позволяют обеспечить здоровье этой популяции, и численность серых китов неуклонно возрастает у берегов Сахалина. В связи с началом арктических проектов этот опыт сохранения биоразнообразия нужно активно привносить в Арктику», – считает Алексей Книжников.

В реализации упомянутого Книжниковым проекта «Сахалин-2» активно участвовала компания Shell. Международному концерну принадлежит 27,5% в компании «Сахалин Энерджи» – операторе «Сахалина-2». Shell удалось привнести в этот проект, реализуемый в субарктических условиях, многие лучшие наработки в области защиты окружающей среды. По словам Виктории Броже, руководителя направления научных исследований департамента предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Shell Exploration and Production, в настоящее время освоение Арктики – ключевое направление деятельности концерна в глобальном масштабе. «При работе в Арктике особое внимание уделяется защите биоразнообразия. Учитываются специфика региона и нормативные требования. Главный акцент делается на применении наилучших мировых практик», – отмечает Виктория Броже.

Сотрудничество гигантов.

Не так давно крупнейшие нефтегазовые компании мира – BP, ExxonMobil, Chevron, ConocoPhillips, Shell, Total и Statoil – опубликовали совместный доклад «Ликвидация аварийных разливов нефти». Согласно ему промышленность готова обеспечить безопасность разведочного бурения в Арктике. Компании объединили усилия для того, чтобы разработать необходимые технологические решения для предотвращения и ликвидации возможных разливов нефти в сложных арктических условиях.

В докладе утверждается, что существующие технологии позволяют отрасли работать в водах арктических морей, свободных ото льда, или в условиях дрейфующих льдов. Компании планируют в дальнейшем исследовать последствия разливов нефти подо льдом и разработать эффективные технологии для их ликвидации.

Bogatstvo_i_opasnosti_Img_x660_06

Учитывая, что на долю Арктики, по оценкам специалистов, приходится до 20% неразведанных извлекаемых запасов нефти и природного газа, подобный ответственный подход со стороны нефтяных гигантов не может не обнадёживать.



Print This Post Print This Post
©2019 Pro-arctic.ru