Санкции Норвегии в отношении России на переговорах министров иностранных дел двух стран.

141025f1s_x25024–25 октября по приглашению главы норвежского внешнеполитического ведомства Берге Бренде состоялся визит министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Норвегию. Поездка была приурочена к крупному событию в российско-норвежских отношениях – 70-летию освобождения Красной Армией северной части Норвегии. 25 октября прошли переговоры министров, в ходе которых обсуждались практические аспекты российско-норвежского взаимодействия по таким ключевым направлениям, как торгово-экономическое сотрудничество, включая энергетику и рыболовство, охрана окружающей среды, ядерная и радиационная безопасность, укрепление связей между северными регионами и в приграничье, хозяйственное и научное присутствие России на архипелаге Шпицберген, а также развитие гуманитарных контактов и гражданского общества.

Главы внешнеполитических ведомств обменялись мнениями по ряду тем кооперации в форматах регионального сотрудничества на Севере (Арктический совет, Совет Баренцева/Евроарктического региона, Совет государств Балтийского моря, «Северное измерение»), а также по актуальным международным проблемам. С учётом внешних обстоятельств, возникших в связи с событиями на Украине, рассмотрены перспективы продолжения двустороннего политического диалога. Согласно оценкам российского МИД, особенно успешно развивалось до сих пор российско-норвежское стратегическое партнёрство в сфере энергетики, но присоединение Норвегии к санкциям Евросоюза, касающимся нефтегазовой сферы, а также «оглядка на соответствующие шаги США создают угрозу сворачивания сотрудничества по крупным взаимовыгодным проектам в России».

На пресс-конференции по итогам визита Лавров заметил, что норвежское руководство присоединилось к санкциям «по причинам, лежащим за пределами Норвегии», и выразил надежду на то, что в конечном итоге «возобладают здравый смысл и собственный национальный интерес каждой страны, а не давление извне». По словам Сергея Лаврова, любые ограничения в экономике и торговле вредят международному взаимодействию двух стран. «Наше соседство на Севере, наличие у обеих стран колоссальных природных ресурсов, схожие социально-экономические задачи предполагают плотное сотрудничество. Это касается таких важнейших областей, как эффективное и экологически безопасное освоение нефтегазовых месторождений, развитие транспортно-логистической системы, в том числе связанной с активизацией хозяйственного использования районов Крайнего Севера, сохранение и устойчивое управление совместными рыбными запасами, охрана окружающей среды, в частности – морской, обеспечение ядерной и радиационной безопасности, развитие северных регионов наших стран. Плодотворное решение текущих задач на этих направлениях требует от нас развития тесного сотрудничества. Понимание этой необходимости и должно определять главный вектор наших взаимных усилий. Всё, что этому мешает, работает против интересов и России, и Норвегии. Это, прежде всего, искусственные ограничения, которым, исходя из евроатлантической солидарности и со ссылкой на украинский кризис, были подвергнуты отдельные направления двустороннего взаимодействия. Российско-норвежские отношения мы расцениваем как партнёрские, построенные на логике взаимного уважения и учёта интересов друг друга. Однако нельзя не заметить растущего влияния на наше взаимодействие внешних факторов. Исходим из того, что в наших общих интересах – освободить магистраль развития нашего сотрудничества от неблагоприятной конъюнктуры. Верим, что это будет сделано в ближайшее время», – заявил Лавров.

В преддверие визита Лаврова в Финмарк российское министерство иностранных дел распространило сообщение об оценке текущего состояния двусторонних отношений. «До недавнего времени отношения между Россией и Норвегией развивались динамично и результативно во всех ключевых областях, однако из-за разногласий по Украине их прежняя поступательная динамика оказалась существенно заторможенной. В результате автоматического следования норвежской стороной за Евросоюзом в принятии антироссийских санкционных мер, а также предпринятых Осло односторонних инициатив по сворачиванию целых направлений сотрудничества не осуществляется в прежнем объёме политдиалог, «заморожены» связи по военной и парламентской линиям. Не проведены сессии Межправительственной комиссии по экономическому, промышленному и научно-техническому сотрудничеству и Комиссии по вопросам охраны окружающей среды. Отменён ряд визитов на уровне руководства профильных министерств. Следование такому курсу не отвечает политическим и экономическим интересам стран, десятилетиями выстраивавших с Россией партнёрские отношения. К ним мы относим и Норвегию, которую хотели бы видеть стабильным и надёжным партнёром», – говорится в сообщении.

Вынужденные ответные российские меры привели к прекращению импорта целого ряда продовольственных товаров из Норвегии, включая рыбу и морепродукты. «Дальнейшее следование по такому пути неизбежно негативно скажется на объёме взаимной торговли и инвестиций. Вызывает сожаление тот факт, что Норвегия в марте этого года в дополнение к присоединению к есовским санкциям инициировала приостановку входивших в завершающую стадию переговоров между странами Таможенного союза и ЕАСТ о создании зоны свободной торговли», – утверждают представители российского внешнеполитического ведомства.

Тем не менее, в рамках регионального сотрудничества на Севере министерство иностранных дел отмечает позитивное углубление взаимодействия с Норвегией в рамках Арктического совета и рассчитывает на плодотворную работу в рамках целевой группы совета по подготовке юридически обязывающего соглашения по вопросам укрепления научного сотрудничества в Арктике. Российский МИД настроен на продолжение диалога в рамках Совета Баренцева/Евроарктического региона в ходе предстоящего председательства России в Совете в 2015–2017 гг. По мнению представителей министерства, важным компонентом равноправного и взаимовыгодного сотрудничества в Европе является политика Северного измерения. Этому способствует его ориентация на конкретную проектную деятельность в рамках партнёрств, объём которой уже превысил 3 млрд евро. Несмотря на нынешний неблагоприятный фон, продолжают развиваться межкорпоративные связи. Так, 11 декабря этого года в Москве планируется проведение IV российско-норвежского бизнес-форума.

/PRO-ARCTIC/



Print This Post Print This Post
©2017 Pro-arctic.ru