Шанс на прорыв

24 августа 2015 г., Вадим Пономарев, Expert online

xw_1012604

Новый морской арктический порт Сабетта может стать крупнейшим многофункциональным транспортным хабом в российской Арктике. Для этого нужно соединить его с единой сетью железных дорог страны.

Глобальное потепление и развитие проектов добычи нефти и газа в российской Арктике дает нашей стране уникальный шанс на превращение Северного морского пути из сугубо внутреннего маршрута в новый международный транспортный коридор. Ключевая точка на этом пути — новый арктический порт Сабетта, который строится на северо-восточной оконечности полуострова Ямал. На совещании, посвященном развитию этого порта в транспортно-логистической схеме Уральского федерального округа по экономическому освоению территории Российской Федерации», которое в дни проведения Петербургского международного экономического форума — 2015 прошло под председательством полномочного представителя президента РФ в УрФО Игоря Холманских, было отмечено, что в прошлом году через Сабетту переправлено 2 млн тонн грузов. Это более половины всей загрузки Севморпути в 2014 году (общий объем перевозок по этому маршруту, включая транзитные, составил 3,9 млн тонн). А уже через пять лет продукция только двух новых ямальских индустриальных центров — Тамбейского и Новопортовского — увеличит ежегодную загрузку Севморпути в шесть раз, до 25 млн тонн (8,5 млн тонн нефти с Нового Порта и 16,5 млн тонн сжиженного природного газа в рамках проекта «Ямал СПГ»).

Однако возможности Сабетты с этого только начинаются. Соединение порта с единой сетью железных дорог страны позволит создать в центральной части российской Арктики многофункциональный транспортный хаб, возможности которого выходят далеко за пределы России.

Точка притяжения

На месте маленького поселка Сабетта, где в 2006 году проживало всего 19 человек, сейчас развернулось грандиозное строительство крупнейшего российского завода по сжижению природного газа (проект «Ямал СПГ») и нового российского морского порта. За последние три года здесь был создан аэропорт с твердой взлетно-посадочной полосой, через который на сегодняшний день перевезено более 60 тыс. пассажиров, построен вахтовый поселок, где живет 10 тыс. человек (на пике стройки их будет 15 тыс.), строится электростанция мощностью 376 МВт. Уже возведены два резервуара для хранения СПГ, каждый по 160 тыс. кубометров, а на Южно-Тамбейском месторождении, которое станет сырьевой базой завода, пробурено и обустроено 35 эксплуатационных скважин (всего их будет более 200). В июне в порту было закончено строительство четвертого грузового причала, на 20% готовы два терминала по отгрузке СПГ. В Санкт-Петербурге для работы в Сабетте и проводке по Севморпути караванов с арктическими углеводородами строятся три новых уникальных атомных ледокола, а в Южной Корее — танкеры-газовозы ледового класса, которые с 2017 года будут доставлять ямальский СПГ в Европу и страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Стройка в Сабетте поистине всенародная. «Уралмаш» делает для проекта уникальные буровые установки «Арктика», Уральский трубный завод поставляет трубы, авиационные перевозки осуществляют авиакомпании «Ямал» и «ЮТэйр». Курган и Тюмень, Челябинск и Югра поставляют продукцию и услуги, научные разработки, трудовые ресурсы. «Мы очень рассчитываем на завод “Ямал СПГ”, который будет производить более 15 миллионов тонн газа в год. С его запуском Россия станет одним из крупнейших поставщиков СПГ в мире» — так выразил в недавней беседе с журналистами отношение федеральных властей к данному проекту министр энергетики РФ Александр Новак.

zzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzzyamal4

Взрывной эффект

Уникальность Сабетты не только в географическом положении (практически посередине Севморпути), но и в том, что это единственный российский порт на всем протяжении побережья Северного Ледовитого и Тихого океанов от Архангельска до Ванино (Хабаровский край), который может быть быстро связан с единой сетью железных дорог страны, что позволит организовать доставку в Сабетту практически любых грузов. «Сабетта может использоваться как многофункциональный терминал, открывающий всем территориям России и в первую очередь регионам Уральского федерального округа ворота Севморпути в Азию, Европу и Америку. При этом экспорт и импорт осуществляются по самому кратчайшему, экономически эффективному и безопасному пути. Это новые возможности для решения стратегических государственных задач в Арктике», — убежден глава ЯНАО Дмитрий Кобылкин.

Поэтому параллельно строительству порта в Ямало-Ненецком автономном округе началась реализация комплексного транспортного проекта «Северный широтный ход» (СШХ), который включает строительство 707-километровой железнодорожной магистрали, связывающей Свердловскую и Северную железные дороги, а также 337 км круглогодичной автомобильной дороги Надым—Салехард (см. карту). Проект этот действительно комплексный, поскольку решает как экономические, так и социальные задачи. В сфере экономики он обеспечивает создание единой арктической транспортной системы, способствующей полноценному освоению природно-ресурсного потенциала российской арктической зоны и шельфа арктических морей, а также сокращает протяженность транспортных маршрутов от месторождений в северных районах Западной Сибири до портов Балтийского бассейна в среднем на 500 км. В социальной сфере проект ликвидирует «транспортную дискриминацию» северян, которые сейчас вынуждены добираться из восточной части округа в западную и наоборот только авиационным транспортом.

На деньги окружного бюджета и при поддержке Тюменской области уже введены в эксплуатацию 125 км автодороги Надым—Салехард, практически готов один из двух стратегических мостов СШХ — через реку Надым. Протяженность этого моста вместе с подходами превышает 3 км, его автодорожная часть будет сдана уже в конце 2015 года. Это событие сформирует совершенно новую систему транспортного обеспечения для жителей и предприятий Надыма и Надымского района. Мост свяжет Надым с Большой Землей, а также обеспечит выход нового транспортного коридора на восток ЯНАО. На деньги округа также подготовлена проектная документация по строительству второго стратегического моста СШХ — через реку Обь и линейного участка Надым—Салехард.

Геополитический проект

СШХ уникален не только комплексным подходом к решению проблем региона и своей технологической сложностью, но и схемой финансирования. В нем задействованы средства федерального бюджета (в рамках федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России до 2020 года»), бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа, инвестиции РЖД, «Газпрома» и частных инвесторов, привлекаемых с использованием механизмов государственно-частного партнерства. Причем механизмы финансирования постоянно совершенствуются с учетом меняющихся экономических реалий. Широкий резонанс, например, получило предложение главы Ямала Дмитрия Кобылкина использовать для реализации инфраструктурных транспортных проектов часть рентных средств, которые поступают из региона в федеральный бюджет. «Сейчас наступил тот момент, когда арктическим регионам необходима поддержка. Мы не просим финансовой помощи из федерального бюджета на погашение бюджетного дефицита или обслуживание государственного долга. Мы предлагаем рассмотреть возможность передачи части рентных доходов в бюджеты субъектов Российской Федерации с последующим их целевым направлением на развитие региональной инфраструктуры», — подчеркнул Дмитрий Кобылкин, выступая в Государственной думе.

Поэтому строительство Северного широтного хода, очевидно, будет синхронизироваться с темпами строительства порта Сабетта. Этот проект поддержан и в Москве, и главами всех уральских регионов, и всеми грузоотправителями, работающими в центральной части российской Арктики. Создание здесь полноценного транспортного хаба интересно и зарубежным инвесторам. На последнем заседании межправительственной комиссии «Китай—Россия» китайские партнеры, например, высказали заинтересованность в том, чтобы Сабетта стала неотъемлемой частью нового сухопутного международного транспортного коридора Китай—Казахстан—Урал—Уральская Арктика. «Строительство Северного широтного хода и соединение его с портом Сабетта даст возможность объединить железные дороги уральского и северо-уральского регионов и Северо-Запада. И в том числе сформировать новый транзитный коридор перевозок из Китая, который был озвучен на последней межправкомиссии “Китай—Россия”», — подчеркнул на ПМЭФ-2015 первый вице-президент РЖД Александр Мишарин. Поэтому проект Северного широтного хода сейчас, по сути, выходит на международный уровень. И прогнозы Минтранса, что через Сабетту ежегодно будет переваливаться по 70 млн тонн грузов (32 млн тонн жидких углеводородов и 38 млн тонн сухих грузов) со временем могут быть значительно превышены.

/http://expert.ru/expert/2015/35/shans-na-proryiv/



Print This Post Print This Post
©2017 Pro-arctic.ru