Экологические риски добычи нефти в Арктике

В ноябре 2013 г. в рамках Форума «Нефтегазовый диалог» в ИМЭМО РАН состоялся семинар «Экологические риски нефтяной промышленности», в рамках которого выступили представители компаний и природоохранных организаций. Освоение углеводородных запасов Арктики – ключевое направление деятельности российских и зарубежных компаний. Но насколько безопасным может быть разработка нефтяных месторождений в суровых условиях арктических морей? Компании заявляют о своей приверженности наилучшим природоохранным практикам, существующим в настоящее время. в свою очередь экологи предупреждают о том, что реальная готовность к ликвидации разливов нефти в ледовых условиях отсутствует, несмотря на начало промышленной разработки Приразломного месторождения и прогнозируемого увеличения объёмов перевозки нефти и нефтепродуктов по трассе Северного морского пути.

normal_DSC_0276_x330

Концерн Shell представил в ходе семинара в ИМЭМО обзор наилучших практик по ликвидации нефтяных разливов в Арктике. По словам Виктории Броже, руководителя направления научных исследований департамента предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Shell Exploration and Production, освоение Арктики – ключевое направление деятельности концерна в глобальном масштабе. Геологи компании приступили к поискам нефти на Аляске ещё в 1918 г. Реализуемые в настоящее время проекты включают разработку нефтегазовых месторождений: на Сахалине и в Западной Сибири в России, а также на глубоководном шельфе Норвегии в сходных с арктическими условиях; а также геологоразведочные проекты непосредственно в Арктике на территории США, Канады и Гренландии.

Последние годы отмечены наращиванием активности Shell в Арктике. в 2005 г. концерн приобрёл лицензии на 179 участков в море Бофорта, а в 2008 г. – на 275 участков в Чукотском море у побережья Аляски. Кроме того, в 2010 г. компания получила 2 лицензионных участка в море Баффина в Западной Гренландии. «При работе в Арктике особое внимание уделяется защите биоразнообразия. Учитываются специфика региона и нормативные требования. Главный акцент делается на применении наилучших мировых практик», – отмечает Виктория Броже.

Среди существующих проблем технического характера при выполнении нефтегазовых проектов в Арктике специалисты отмечают необходимость повышения безопасности, надёжности и рентабельности работ. Особое внимание должно уделяться контролю ледовой обстановки, ледовым нагрузкам на сооружения, защите трубопроводов ото льда, аварийно-спасательным работам и другим вопросам. Shell декларирует приверженность минимизации воздействия на экологию и содействию устойчивому развитию местного населения. Снижение воздействия на окружающую среду достигается посредством сокращения границ воздействия проекта, атмосферных выбросов, жидких и твёрдых отходов, морского шума.

7-025r_anna-henly-uk-ice_x660

В ходе семинара Виктория Броже рассказала о существующих в настоящее время практиках предотвращения и ликвидации разливов нефти в ледовых условиях, в том числе обнаружения утечек нефти, применения комплексных методов уборки нефти, в том числе механических методов, сжигания на месте и диспергентов. Специалист Shell отметила преимущества и проблемы ликвидации аварийных разливов углеводородного сырья в арктических условиях. в частности, Виктория Броже выделила повышенную вязкость нефти в холодных температурах, приводящую к большей толщине пятна, уменьшению скорости и площади распространения утечки. Имеет место также сокращение скорости испарения и эмульгирования нефти в плотных льдах. Уборку вмёрзшей в лёд нефти можно проводить во время весеннего таяния. Припай защищает побережье от морских разливов. в плотных льдах имеет место расширение «окна возможностей» для ликвидации разливов. в тоже время существуют и серьёзные проблемы, обусловленные трудностями доступа к разлитой нефти, особенно под подвижными льдами, низкой эффективностью механической уборки и быстрым вмерзанием нефти в нарастающий ледяной покров, а также сложностью обнаружения разливов. По словам Виктории Броже, испытания, проводимые нефтегазовыми компаниями в Баренцевом море, показали высокую эффективность применения диспергентов. Так, например, в разреженных льдах нефть дольше сохраняет свои исходные свойства, и поэтому более диспергируема, чем в открытой воде.

Как рассказал в ходе семинара Александр Абашин, начальник управления промышленной безопасности и экологии ОАО «ЛУКОЙЛ», компания одной из первых в России приступила к реализации морских нефтегазовых проектов: в 2004 г. начав добычу нефти на Кравцовском месторождении в Балтийском море; реализовав (начиная с 1995 г.) масштабный геологоразведочный проект в северной части Каспийского моря обеспечила открытие новой нефтегазовой провинции в регионе, запустила в разработку в 2010 г. нефтяное месторождение им. Ю. Корчагина. Что касается Арктики, в 2008 г. компания ввела в эксплуатацию Варандейский нефтеотгрузочный терминал (ВНОТ) в Печорском море, на который поступает нефть, добываемая в рамках сухопутных проектов в Ненецком автономном округе. Кроме того, в 2012 г. «ЛУКОЙЛ» был квалифицирован как компания, имеющая право на шельфе Норвегии, и надеется в ближайшие годы приступить к активной реализации проектов в норвежской части Баренцева моря.

Море в районе Варандейского терминала покрыто льдом в среднем 247 дней в году, толщина льда достигает 2 м. в целях безопасной эксплуатации ВНОТ в этом районе постоянно присутствует ледокол, получивший имя «Варандей», способный работать при t до –45 градусов Цельсия и преодолевать лёд толщиной до 2 м. Главная задача ледокола – обеспечить безопасный подход танкеров к причалу, их швартовку и стоянку, благодаря отколке льда в радиусе 1 км от терминала. в ходе своего выступления в ИМЭМО Александр Абашин рассказал о нестандартной ситуации зимой 2012 г., когда на терминал надвигалась 200-тонная льдина. в результате для работ в районе терминала компания вынуждена была привлечь дополнительный ледокол. в настоящее время «Газпром нефть» и «ЛУКОЙЛ» обсуждают условия использования инфраструктурных возможностей Варандейского терминала для аварийной защиты и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках реализации проекта по добыче нефти на Приразломном месторождении.

По словам Александра Абашина, обеспечение экологической безопасности ведёт к удорожанию реализации морских проектов в среднем на 15%. Однако «ЛУКОЙЛ» в настоящее время осознанно идёт на эти расходы, понимая необходимость рационального использования природных ресурсов, и ответственно подходит к вопросам защиты окружающей среды. Базовым принципом политики компании в этой сфере является применение так называемого нулевого сброса, что предполагает вывоз всех отходов в специальных контейнерах, их обезвреживание и утилизацию на берегу. Стандарты «ЛУКОЙЛа» по соблюдению принципа «нулевого сброса» положены в основу рекомендаций Хельсинской комиссии по защите морской среды (ХЕЛКОМ) для стран, ведущих деятельность на шельфе Балтийского моря.

Кроме того, политика компании предполагает рациональное использование природных ресурсов, как вовлекаемых в производство, так и находящихся в регионах деятельности организаций Группы «ЛУКОЙЛ», за счёт внедрения ресурсосберегающих и энергоэффективных технологий, применения альтернативных источников энергии. Компания особое внимание уделяет многоуровневому мониторингу добычи нефти на морских месторождениях, включающему и спутниковое наблюдение. в Каспийском море «ЛУКОЙЛ» организовал более 80 экспедиций для оценки воздействия на морскую среду, экосистему и биоресурсы Каспия. Во всех регионах присутствия компания проводит учения по ликвидации потенциальных разливов нефти.

normal_DSC_0329_x220

Александр Абашин отметил необходимость разработки единых технических регламентов по безопасности объектов морских месторождений в России. По его словам, требования к морским объектам недостаточно гармонизированы, процедуры согласований, которые находятся в ведении десятков российских госорганов, длятся более года. Необходимо сократить количество согласующих инстанций и вернуться к принципу «одного окна» при проведении госэкспертизы.

По мнению выступившего в ходе семинара ИМЭМО Алексея Книжникова, руководителя программы по экологической политике ТЭК WWF России, реальная готовность к ликвидации разливов нефти в морских условиях отсутствует. Тем временем работы по поиску, добыче и перевозкам нефти и нефтепродуктов в Арктике и условиях ледового покрова (Балтийское, Азовское, Каспийское, Белое, Баренцево, Охотское моря) идут полных ходом. «Для нас показателем серьёзных изменений будут не продолжения подобных разговоров, а открытые и достоверные результаты учений в реальных условиях холодного периода, во льдах, при объёме разлива хотя бы 500–1000 т», – отмечает Алексей Книжников. Использование диспергентов и сжигание лишь переводят загрязнение в другую форму. в настоящее время в Арктическом совете идёт активное обсуждение необходимости международных соглашений по резкому ограничению выбросов сажи: на этом фоне предложение использовать сжигание в Арктике вызовет резкие возражения со стороны экологов и местного населения.



Print This Post Print This Post
©2018 Pro-arctic.ru