Счётная палата оценила ход выполнения подпрограммы «Освоение и использование Арктики»

Как сообщает пресс-центр ведомства, коллегия Счётной палаты Российской Федерации под председательством Татьяны Голиковой рассмотрела результаты контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности планирования, заключения и исполнения контрактов (договоров) для государственных и общественных нужд, а также целевого и эффективного использования бюджетных средств, выделенных в рамках федеральной целевой программы «Мировой океан» (подпрограмма «Освоение и использование Арктики»)».

100_0582_x660

Подпрограмма «Освоение и использование Арктики» включает пять комплексных проектов, направленных на решение в Арктике следующих задач:

  • устойчивое освоение ресурсов;
  • экологическая безопасность;
  • развитие инфраструктуры транспортной системы;
  • адаптация инфраструктуры и населения к изменениям климата;
  • укрепление присутствия на архипелаге Шпицберген.

«Анализ задач, целевых индикаторов и показателей эффективности подпрограммы свидетельствует об их неполной взаимоувязанности, они не позволяют объективно оценить эффективность реализации комплексных проектов», – отметил аудитор Счётной палаты РФ Максим Рохмистров в своём докладе.

Кроме того, ожидаемые результаты носят описательный характер и не содержат количественных параметров, что осложняет определение результативности использования госзаказчиками средств федерального бюджета. А по мероприятиям двух госзаказчиков Росгидромета и Россвязи целевые индикаторы и показатели эффективности вообще не определены.

Доля подпрограммы в общем объёме бюджетного финансирования ФЦП «Мировой океан» в 2008-2013 гг. составила 29,5% или 1,4 млрд руб. В 2011-2013 гг. предусмотрено обеспечение в объёме 1,2 млрд руб., в том числе за счёт средств федерального бюджета – 1 млрд руб. Источниками внебюджетного финансирования должны были являться собственные средства организаций-исполнителей и привлечённые: кредиты банков, заёмные средства других организаций, средства потенциальных потребителей технологий, гранты международных организаций и приарктических государств.

«В проверяемом периоде Минприроды не обеспечило привлечение внебюджетных средств в объёмах, утверждённых постановлением правительства», – отметил докладчик. – «В этом случае МЭР с участием Минфина должны вносить в правительство предложения о целесообразности дальнейшей реализации отдельных мероприятий целевой программы. Однако, несмотря на систематическое невыполнение Минприроды задания по привлечению внебюджетных средств, такие предложения не инициировались».

В 2011-2013 гг. суммарные кассовые расходы средств федерального бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы государственными заказчиками, являвшимися объектами проверки, составили 906,1 млн руб. или 95,6% от общего объёма бюджетных назначений.

«Невыполнение бюджетных назначений связано в основном с неисполнением обязательств исполнителями по государственным контрактам, заключённым Минприроды», – отметил Максим Рохмистров.

Так, из-за невыполнения исполнителем своих обязательств расторгнут заключённый Минприроды долгосрочный госконтракт стоимостью 62,5 млн руб. на проведение научно-исследовательской работы по оценке накопленного экологического ущерба в Арктической зоне РФ и обоснованию мероприятий по его ликвидации. А проведение новых торгов не привело к заключению контракта, так как не было подано ни одной заявки на участие.

Не был исполнен госконтракт по очистке Арктической зоны РФ и районов российского присутствия на Шпицбергене от отходов – плановое значение на 2013 г. составляло 3,1 тыс. т. Исполнителем работ являлся ООО  «Архангельский мусороперерабатывающий комбинат». Акт выполненных работ по очистке территорий не был подписан, потому что Минприроды высказало претензии к их объёму и содержанию. Стоимость работ 19,9 млн руб. не оплачена, средства в указанных объёмах возвращены в бюджет. Однако за исполнителем числится непогашенный аванс 8,5 млн руб., что создаёт риски необоснованного пользования бюджетными средствами.

Следует отметить, что в 2011 и 2012 гг. очистка загрязнённых территорий в Арктической зоне РФ проходила успешно. В 2011 г. она составила 2,1 тыс. т отходов. В 2012 г. в ходе работ было поднято и утилизировано шесть затонувших судов, произведена рекультивация загрязнённых земель общей площадью 7,3 га, источники загрязнения сокращены на 7 тыс. т.

В указанном периоде МЭР являлось государственным заказчиком по выполнению пяти мероприятий подпрограммы в части НИОКР. Результаты проверки свидетельствуют о том, что Минэкономразвития формировало стоимость научно-исследовательских работ без достаточного экономического обоснования, без обоснования объёма предполагаемых трудозатрат.

На момент окончания проверки Счётной палаты Минэкономразвития не осуществило практическое применение результатов научно-исследовательских работ, выполненных в 2013 г. по трём государственным контрактам общей стоимостью 28,7 млн рублей. Однако по информации МЭР они будут использованы во II полугодии 2014 г. для подготовки предложений и докладов.

«В целом проверкой установлено отсутствие должной координации Минэкономразвития государственных заказчиков при реализации мероприятий подпрограммы, что свидетельствует о недостаточно эффективном управлении», – подчеркнул аудитор.

По итогам рассмотрения отчёта Коллегия Счётной палаты приняла решение направить информационные письма в Правительство, Минэкономразвития и ФАС, а также отчет – в Государственную Думу и Совет Федерации.

Справка:

ФЦП «Мировой океан» утверждена постановлением правительства от 10 августа 1998 г. №919 «О федеральной целевой программе «Мировой океан». Целью ФЦП является комплексное решение проблемы изучения, освоения и эффективного использования ресурсов и пространств Мирового океана в интересах экономического развития, обеспечения безопасности страны и охраны её морских границ.

Программа реализуется с 1998 г. по 2013 г. в 3 этапа:

  • I этап: 1998-2002 годы;
  • II этап: 2003-2007 годы;
  • III этап: 2008-2013 годы.

Основными разработчиками ФЦП являются 11 министерств и ведомств, а также Российская академия наук. Государственным заказчиком-координатором определено Министерство экономического развития.

Арктика является самостоятельным объектом государственной политики в интересах обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития районов Арктической зоны.

Экономическую значимость Арктики определяет её природно-ресурсный потенциал, основу которого составляют углеводородные ресурсы, а наличие уникальных экосистем определяет экологическую значимость Арктики.

Геополитическое значение региона обусловлено его особым географическим положением: через российскую часть Арктики проходят кратчайшие пути между рынками Северо-Западной Европы и рынками Японии, Китая, США, Канады.

Важное значение для России имеет присутствие на архипелаге Шпицберген и поддержание его демилитаризованного статуса.

Выполнение мероприятий подпрограммы, связанных с освоением, использованием, сохранением и исследованием российской Арктики, должно стать катализатором развития деловой активности и обеспечить координацию деятельности в регионе.

Ключевые факты:

  1. Неполная взаимоувязанность и недостаточность индикаторов и показателей для объективной оценки эффективности реализации проектов подпрограммы «Освоение и использование Арктики».
  2. Минприроды не обеспечило привлечение внебюджетных средств в объемах, утвержденных постановлением Правительства, а МЭР не инициировало в связи с этим предложения о целесообразности дальнейшей реализации отдельных мероприятий целевой программы
  3. В 2013 г. не была произведена очистка загрязнённых территорий, плановый показатель очистки 3,1 тыс. т отходов не достигнут.
  4. Минэкономразвития не обеспечило должную координацию государственных заказчиков при реализации мероприятий подпрограммы.

/Счётная палата РФ/



Print This Post Print This Post
©2018 Pro-arctic.ru