Утверждена стратегия развития Арктической зоны России до 2020 г.
Документ под названием «Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г.», размещённый на сайте правительства, закрепляет план действий органов власти, направленный на реализацию национальных интересов в Арктике. Согласно стратегии Арктическая зона России должна обеспечить потребности государства в углеводородных, биологических, водных и иных стратегически важных ресурсах. Для этих целей предусматривается применение мер по защите государственных интересов России при освоении соответствующих месторождений.
Также стратегия предусматривает эффективную разработку месторождений хрома, марганца, олова, глинозёма, урана, титана, цинка на островах Северного Ледовитого океана, Кольском полуострове, в горных массивах Полярного Урала, коренных золоторудных месторождений восточных районов Арктической зоны РФ на основе крупных инвестиционных проектов.
Реализовать принятую стратегию предполагается в два этапа. Приоритетной задачей в 2013–2015 годах является создание условий по укреплению национальной безопасности путём комплексного развития зоны. К 2020 г. предусматривается завершение необходимых гидрографических работ, а также нормативно-правовое оформление границы континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане.
Стратегией определяются основные механизмы, способы и средства достижения целей и приоритетов устойчивого развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности. Приоритетными направлениями являются: комплексное социально-экономическое развитие региона; создание современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры; развитие науки и технологий; обеспечение экологической и военной безопасности, защиты и охраны государственной границы РФ; а также международное сотрудничество в Арктике.
В целях модернизации и развития инфраструктуры региона предусматриваются: развитие единой арктической транспортной системы в качестве национальной морской магистрали, ориентированной на круглогодичное функционирование (включает Северный морской путь и тяготеющие к нему речные и железнодорожные коммуникации, а также сеть аэропортов).
Планируется усовершенствовать нормативно-правовую базу РФ в части государственного регулирования судоходства по акватории Северного морского пути; организационную структуру управления и обеспечения безопасности судоходства в Арктической зоне; транспортную инфраструктуру в регионах освоения арктического континентального шельфа в целях диверсификации основных маршрутов поставки российских углеводородов на мировые рынки; реструктуризировать рост объёмов грузоперевозок по Северному морскому пути, в том числе за счёт государственной поддержки строительства судов ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флотов, а также развития береговой инфраструктуры; сформировать систему комплексной безопасности арктического судоходства; развивать ледокольный флот; модернизировать арктические порты и создать новые портово-производственные комплексы.
Предполагается развивать железнодорожную сеть в Арктической зоне; сформировать опорную сеть автомобильных дорог; развивать эффективную систему авиационного обслуживания арктических районов и малую авиацию; создать транспортно-логистические узлы обеспечения магистральных и международных перевозок на базе аэропортов федерального значения.
В целях модернизации рыбохозяйственного комплекса в Арктической зоне предусматриваются: сохранение и развитие ресурсного потенциала рыбного хозяйства; эффективное использование основных промысловых видов водных биологических ресурсов; предотвращение и пресечение незаконной добычи и оборота водных биологических ресурсов.
В целях развития информационных технологий и связи и формирования единого информационного пространства в Арктической зоне предполагается: внедрение современных информационно-телекоммуникационных технологий и систем связи, телерадиовещания; создание надёжной системы оказания услуг связи, навигационных, гидрометеорологических и информационных услуг.
/ФедералПресс; AK&M/