В Санкт-Петербурге прошло заседание президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики

4add9b19_600

Заместитель Председателя Правительства РФ – полномочный представитель Президента РФ в ДФО Юрий Трутнев на полях Международного арктического форума провел заседание президиума Государственной комиссии по вопросам развития Арктики.

«На заседании Арктического форума Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин определил приоритетные задачи в развитии Арктической зоны РФ. Что мы должны сделать в рамках выполнения поручения Президента РФ? Прежде всего это достижение цели по росту объема грузоперевозок по Северному морскому пути до 80 млн тонн. Она будет выполнена только в том случае, если в Арктике появятся новые производства, дающие такую грузовую базу», – отметил Юрий Трутнев.

По словам вице-премьера, группа уже реализуемых проектов, направленных на увеличение грузооборота Северного морского пути, – в первую очередь связанных с «Новатэком» – может дать порядка 47 млн тонн. Оставшиеся 33 млн тонн готовыми к реализации проектами пока не обеспечены. «Есть целый ряд проектов, которые находятся в той или иной стадии подготовки к реализации. Мне представляется, что их реализация вполне возможна, но для того чтобы это состоялось, надо принять довольно существенные действия», – считает Юрий Трутнев.

Он подчеркнул, что для Арктической зоны РФ необходимо разработать специальные меры поддержки инвестиционной деятельности. Такое поручение дано главой государства. Соответствующие документы должны быть внесены в Государственную Думу до 1 июля 2019 года. За эту работу отвечает Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики.

Подробно о разработке законопроектов, предусматривающих создание новой системы преференций для инвестиционных проектов в Арктической зоне России, доложил Министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов. Он сообщил, что сейчас готов пакет из 4 законопроектов и это начальная базовая редакция. В них Минвостокразвития России предлагает два варианта налоговых льгот для резидентов Арктической зоны. Первый вариант предусматривает, что налог на прибыль организации, налог на добычу полезных ископаемых, налог на имущество и земельный налог устанавливаются в размере 0% в течение 10 лет для проектов до 100 млрд рублей и 15 лет для проектов от 100 млрд рублей и выше. Ставка страховых взносов – 7,6% вместо 30% в течение тех же сроков, что и предыдущие налоговые льготы. Второй вариант предусматривает значительное снижение налогов, но их установление на весь срок реализации инвестиционного проекта, а именно: налог на прибыль – 7% вместо 20% (речь идет только о сохранении 7% региональной части налога); налог на добычу полезных ископаемых – льготный коэффициент 0,3; страховые взносы – также 7,6%, налог на имущество организации и земельный налог – 0%. «Мы говорим о предоставлении льгот только новым, ныне несуществующим проектам. Поэтому выпадения текущих доходов бюджетов в результате принятия законопроектов возникать не будет. Пожалуй, кроме страховых взносов, так как мы исходим из того, что новые рабочие места будут замещать работники, уже где-либо работающие в настоящее время», – сказал Александр Козлов.

«Представители компаний говорят о том, что второй вариант несколько лучше. Думаю, что он лучше и для регионов, потому что он дает возможность получать средства в бюджет уже с самого начала реализации инвестиционного проекта. Члены комиссии тоже поддержали второй вариант», – уточнил Юрий Трутнев.

Как подчеркнул вице-премьер, «преференциальной территорией станет вся Арктика». В рамках разработки мер поддержки проекты условно разделяются на четыре группы. Первая группа – добыча углеводородов на шельфе, вторая – добыча углеводородов на континентальной части, третья – производство сжиженного природного газа, четвертая – все проекты, которые не вошли в первые три группы. «Для каждой из этих групп будут разработаны свои преференциальные оболочки. Мы попросили в течение недели членов комиссии представить свои предложения. Думаю, еще неделя нам потребуется на обработку. И через две недели мы определим тот вариант, который предложим на рассмотрение Правительству РФ», – заявил Юрий Трутнев.

Еще одно направление работы связано с развитием Северного морского пути. По мнению вице-премьера, для создания конкурентных условий этого транспортного коридора нужно готовить меры по обеспечению безопасности мореплавания. Должны быть построены соответствующие портовые мощности. Трасса Северного морского пути должна быть обеспечена аварийно-спасательными средствами, качественной навигацией, медицинским сопровождением. Необходимо проработать решения по снижению стоимости ледокольного сопровождения. «Только после этой работы мы можем надеяться не только на перевозку инвестиционных грузов от собственных инвестиционных проектов, но и на транзит», – подчеркнул Юрий Трутнев. Для Северного морского пути необходимо увеличить количество ледоколов. Принципиальное значение имеет строительство ледокола «Лидер», который дает возможность двигаться по Северному морскому пути с коммерческой скоростью. Как отметил вице-премьер, по итогам круглого стола, прошедшего на атомном ледоколе «50 лет Победы», Минвостокразвития России, «Росатому» и Минтрансу дано поручение подготовить экономическую модель развития Северного морского пути. «Мы просили завершить эту работу достаточно оперативно: в течение двух-трех месяцев», – уточнил Юрий Трутнев.

Во второй части заседания рассматривались вопросы реализации национальных проектов. «Развитие Арктической зоны РФ, – подчеркнул Юрий Трутнев, – нельзя рассматривать только как развитие Северного морского пути или создание условий для реализации инвестиционных проектов. Принципиальное значение имеет и развитие самого региона, улучшение уровня жизни людей». Вместе с тем состояние в социальной сфере Арктической зоны России существенно хуже, чем в среднем в Российской Федерации. В 16 из 23 территорий ниже среднероссийской ожидаемая продолжительность жизни. В 15 из 23 территорий выше среднероссийского значения доля ветхого и аварийного жилищного фонда. Наибольшая доля – в Туруханском районе Красноярского края (это 28,7%). Низкие объем нового жилищного строительства, низкая плотность автомобильных дорог. «Владимир Владимирович Путин поручил обеспечить достижение показателей социального развития Арктики до уровня не ниже среднероссийского. Для того чтобы этого добиться, придется провести значительную работу. Поручение прозвучало только сейчас. По Дальнему Востоку такую работу мы начали раньше. У нас есть анализ по каждой территории. По Арктике такого анализа нет. Мы обменялись позициями, договорились о том, что министерство предложит меры по выполнению поставленной Президентов РФ задачи. Для того чтобы достичь этой задачи, прежде всего необходимо настроить на ее выполнение национальные и федеральные проекты», – акцентировал вице-премьер внимание присутствующих.

Напомним, в Арктическую зону Российской Федерации входят территории Мурманской области, Ненецкого, Чукотского и Ямало-Ненецкого автономных округов, Республики Коми, нескольких районов Республики Саха (Якутия), города Норильска, двух районов Красноярского края, муниципальных образований Архангельской области. Кроме того, к российской Арктической зоне относится часть островов и архипелагов Северного Ледовитого океана.

Арктический регион богат разнообразными полезными ископаемыми, в первую очередь газом и нефтью. В Арктике расположено около 22% мировых неразведанных ресурсов углеводородов, а это: 13% нефти, 30% природного газа, 20% газоконденсата. При этом 84% ресурсов находится на шельфе Северного Ледовитого океана и 16% – на сухопутной территории арктических государств.

/Росконгресс/



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru