Дмитрий Смирнов: «Необходима корректировка правил плавания судов в акватории СМП»

17677_originalimage_pSpmpichrpnpopvpDpS

«Администрацию Северного морского пути» (СМП) в апреле 2016 года возглавил давно зарекомендовавший себя в отрасли Дмитрий Смирнов. В интервью ИАА «ПортНьюс» он рассказал о главных задачах, стоящих перед Администрацией СМП, состоянии инфраструктуры, актуальности картографического обеспечения СМП

Дмитрий Сергеевич, какими вы видите главные задачи, которые нужно решать Администрации СМП?

— Администрация СМП на настоящем этапе считает важным проведение работы по совершенствованию процедур электронного взаимодействия с судовладельцами и судами, обеспечивающими своевременное предоставление требуемой информации. Необходимо осуществлять мониторинг движения судов в акватории СМП с целью предотвращения несанкционированного плавания (без разрешения) и контроля движения судов в ледовых условиях, указанных в разрешениях на плавание.
Наряду с этим, как показал опыт проведения арктических навигаций последних лет, существуют проблемы, требующие принятия дополнительных мер по обеспечению безопасных условий плавания  и уменьшению времени плавания судов в ледовых условиях СМП. Назрела необходимость корректировки нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию плавания судов в акватории СМП.

В связи с этим,  Администрация СМП предлагает внести дополнения в правила плавания в акватории СМП, предусматривающие обязательность ледовой лоцманской проводки судна при отсутствии у капитана опыта плавания во льдах в акватории СМП в течение трех месяцев в качестве капитана или старшего помощника капитана.

Также предлагаем возложить на Администрацию СМП ряд дополнительных функций. Среди них: утверждение плана расстановки ледокольного флота в акватории СМП; разработка маршрутов плавания судов (с учетом гидрометеорологической, ледовой, навигационной обстановки, категории ледовых усилений и подготовки экипажей судов); принятие решения о необходимом ледокольном обеспечении судов на конкретных участках; принятие решения о необходимости ледовой лоцманской проводки судов.

Кроме того, считаю необходимым возложить на Администрацию СМП следующие функции: обеспечение ледоколов и судов рекомендациями по маршруту следования, гидрометеорологической и ледовой информацией; мониторинг движения ледоколов и судов в акватории СМП; поддержание связи с ледоколами и судами; организация безопасного вывода из акватории СМП судов, получивших повреждения; организация безопасного вывода из акватории СМП судов, нарушивших правила (в том числе  не имеющих разрешения Администрации СМП) и судов, оказавшихся в ледовых условиях, не соответствующих их категориям ледовых усилений; оперативное принятие мер к судам, нарушившим правила и анализ ледовых повреждений и разработка предложений по их предотвращению.

В целях обеспечения безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов при транспортировке углеводородов в Арктической зоне Российской Федерации, с учетом высокой уязвимости природной среды и необходимости минимизации рисков чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предлагаем издать нормативный правовой акт, предусматривающий привлечение ледоколов, осуществляющих проводку судов в акватории СМП, к несению аварийно-спасательной готовности.

Также считаю необходимым круглогодично размещать на линейных ледоколах, работающих в акватории СМП, оборудование и персонал для несения аварийно-спасательной готовности, включая водолазные работы, а также готовности к ликвидации разливов нефти. Предлагаем восстановить использование имеющихся на ледоколах вертолетных комплексов для базирования вертолетов в целях выполнения функций, таких как поиск, спасание, оказание медицинской помощи и эвакуация пострадавших, проведение ледовой разведки.

— Как вы оцениваете состояние инфраструктуры СМП? Готова ли она к массовым перевозкам грузов с Ямала и транзитом?

— Инфраструктура СМП, прежде всего, включает в себя ледокольный флот, навигационно-гидрографическое обеспечение, гидрометеорологическое обеспечение, аварийно-спасательное обеспечение и инфраструктуру морских портов.
Очевидно, за последние годы проделана большая работа по модернизации и развитию инфраструктуры СМП.

Что касается ледокольного флота, в акватории СМП в настоящее время ледокольную проводку судов обеспечивают восемь линейных ледоколов, из которых четыре атомных («50 лет Победы», «Ямал», «Таймыр», «Вайгач») и четыре дизель-электрических («Адмирал Макаров», «Красин», «Капитан Хлебников», «Капитан Драницын»).

В рамках подпрограммы «Морской транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» в 2015 году для ФГУП «Росморпорт» построены два линейных дизель-электрических ледокола «Владивосток» и «Мурманск» мощностью 16 МВт. Продолжается строительство одного дизель-электрического ледокола «Новороссийск» мощностью 16 МВт и одного дизель-электрического ледокола «Виктор Черномырдин» мощностью 25 МВт.

Говоря о навигационно-гидрографическом обеспечении, напомню, федеральной целевой программой (ФЦП) «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» предусмотрено строительство гидрографических лоцмейстерских судов ледового класса, специализированных гидрографических катеров, лоцмейстерских судов ледового класса, а также модернизация гидрографических судов.

Отмечу, что в 2015 году обслуживались 291 объект средств навигационного оборудования (СНО). С 2004 по 2015 годы на объектах СНО установлено и введено в действие 238 комплектов автономных источников питания на основе светодиодных технологий, солнечных панелей и ветрогенераторов.

В акватории СМП работают шесть контрольно-корректирующих станций (ККС) морской дифференциальной подсистемы глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS на островах Андрея, Столбовой, Каменка, Олений, мысе Стерлигова и реке Индигирке. Также строительство ККС предусмотрено в районе пос. Сабетта на полуострове Ямал.

Касательно гидрометеорологического обеспечения, необходимо отметить, что акватория СМП располагается в зонах ответственности трех управлений Росгидромета: Северного (Архангельск), Якутского и Чукотского. На побережье и островах, расположенных в акватории СМП, оборудованы Росгидрометом и работают 40 гидрометеорологических станций и постов (ГМС). ФГБУ «Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт» (ААНИИ),  используя данные ГМС, анализирует гидрометеорологическую обстановку, включая ледовую, и составляет прогностическую продукцию о погоде и ледовых условиях в акватории СМП. Этими данными пользуется Администрация СМП, размещая в период летней арктической навигации на своем сайте информацию о фактической погоде, ледовых условиях в морях СМП, а также 72-часовые прогнозы погоды в виде синоптических карт и сводок дискретностью до 6 часов, прогнозы типов ледовых условий.

Кроме этого ААНИИ предоставляет для Администрации СМП долгосрочные ледовые прогнозы типов ледовых условий, на которые судовладельцы могут ориентироваться при  планировании работы своих судов в акватории СМП.

При осуществлении плавания в акватории СМП особое внимание уделяется аварийно-спасательному обеспечению. В целях выполнения международных обязательств Российской Федерации в рамках Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 года в акватории СМП создана и функционирует инфраструктура по аварийно-спасательной готовности (АСГ) и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ЛАРН): морской спасательно-координационный центр (МСКЦ) в Диксоне и морские спасательные подцентры (МСПЦ) в Тикси и Певеке.

В целях усиления обеспечения АСГ, а также для компенсации рисков возможных разливов нефти и нефтепродуктов в Арктике созданы и функционируют пункты передового базирования аварийно-спасательного имущества и оборудования для ликвидации разливов нефти (ППБ) в морских портах Диксон, Тикси, Певек и Провидения. Для решения задач поисково-спасательного обеспечения в построены современные спасательные суда: два многофункциональных аварийно-спасательных судна «Берингов пролив» и «Мурман» (мощностью 7 МВт, проект MPSV06, ледовый класс Icebreaker6); многофункциональное аварийно-спасательное судно «Балтика» (мощностью 7 МВт, проект Р-70202, ледовый класс Icebreaker6) и четыре многофункциональных аварийно-спасательных судна «Спасатель Карев», «Спасатель Кавдейкин», «Спасатель Заборщиков» и «Спасатель Демидов» (мощностью 4 МВт, проект MPSV07, ледовый класс Arc5).

Портовая инфраструктура СМП постепенно развивается. В частности, ведется работа по реконструкции объектов федеральной собственности в морском порту Певек в рамках реализации ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона».

В рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» уже реализуется проект Арктического терминала круглогодичной отгрузки нефти с Новопортовского месторождения. В объекты инфраструктуры будут входить: радиотехнический пост, объекты СОБМ, подводный нефтепровод, выносное причальное устройство (ВПУ) башенной конструкции. Сроки реализации: 2014 — 2017 гг.

Примером современного подхода по созданию инфраструктуры СМП является строительство морского порта Сабетта в Обской губе. Строительство порта Сабетта ведется комплексно, по схеме государственно-частного партнерства и роль государства в ней ключевая.

— Как вы оцениваете точность и актуальность картографического обеспечения СМП?

— В 2011 году в акватории СМП начаты работы по   систематической съемке рельефа с использованием современных промерных комплексов на базе многолучевых эхолотов.

Эти работы проводятся по ряду направлений, в том числе на создаваемых маршрутам транспортировки углеводородного сырья для движения крупнотоннажных судов с осадкой до 15 м. Также работы ведутся в Обской губе, включая подходы к морскому порту Сабетта и терминалу Новопортовского месторождения; на акваториях морских портов и подходах к ним; на устьевых участках северных рек, прежде всего Оби, Енисея и Колымы. Работы проводятся в соответствии с требованиями стандартов Международной гидрографической организации для съемок рельефа морского дна,  с учетом глубин и предполагаемых типов судов для плавания по планируемым маршрутам.

Отмечу, что выполнение ежегодных контрольных промеров на лимитирующих участках арктических рек позволяет оперативно выявлять реальные изменения рельефа дна, вызванные паводками и ледоходом. По результатам промеров переставляется плавучее ограждение (буи и вехи), обозначая фактические для навигации данного года габариты фарватера, и выполняется необходимая корректура  морских и электронных навигационных карт и пособий.

— На что должны обращать внимание судовладельцы, желающие осуществлять рейсы по СМП?

— Прежде всего, судовладельцам необходимо обращать внимание на информацию, которая размещена на официальном сайте Администрации СМП. Эта информация  включает: форму заявления на плавание судна в акватории СМП; информацию об организациях, оказывающих услуги по ледокольной проводке; информацию об организациях, оказывающих услуги по ледовой лоцманской проводке; порядок и сроки  подачи докладов капитаном судна в Администрацию СМП, а также рекомендации по связи на период арктической навигации.

Справка:

Федеральное государственное казенное учреждение «Администрация Северного морского пути» (Администрация СМП) было создано распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 марта 2013 года № 358-р. Законодательством России на Администрацию СМП возложены полномочия по организации плавания судов в акватории СМП в целях обеспечения безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов. Для реализации этих целей, приказом Минтранса России в январе 2013 года были утверждены Правила плавания в акватории СМП. Правилами установлены разрешительный порядок плавания судов, порядок действий Администрации СМП по рассмотрению и выдачи соответствующих разрешений, а также порядок предоставления судовладельцам иной информации, направленной на обеспечение безопасных условий плавания в акватории СМП. Выполнение, возложенных правилами на Администрацию СМП процедур, выполняется посредством электронного взаимодействия через официальный сайт Администрации СМП (www.nsra.ru).

/portnews.ru/



Print This Post Print This Post
©2019 Pro-arctic.ru