Аналитик Рустам Танкаев о перспективах развития и освоения Арктики

7770fbfb0aa45a9a30707c55f95cd62c

Роль Арктики в развитии человечества не до конца осознана. Это одно из самых перспективных направлений разведки углеводородного сырья на планете. Запасы нефти и газа в Арктическом регионе очень велики. Их оценка на сегодня не совсем достоверна, поскольку сейсморазведочных работ проведено достаточно, а объемы поисково-разведочного бурения пока малы. То, что известно, позволяет предположить, что запасы углеводородного сырья на арктическом шельфе России составляют от 20 до 40 млрд т нефтяного эквивалента.

Площадь арктического шельфа — 4,1 млн кв. км, из них примерно половина перспективна в плане добычи нефти и газа. Территория огромна, и степень ее изученности пока недостаточна. Однако вся территория арктического шельфа России, перспективная в плане добычи нефти и газа, уже лицензирована: лицензии выданы на освоение площади в 1,38 млн кв. км. Большую часть лицензий получила компания «Роснефть» — ей предстоит освоить 1,09 млн кв. км.

Разведка в Арктическом регионе ведется с плавучих платформ, и ведется вполне успешно. Россия в ближайшие годы получит собственные платформы для нефтеразведки в Арктике — для этого уже заложены и развиваются два кластера: в Мурманске и в бухте Большой Камень, возле Владивостока («Звезда»). Однако это не отменяет консолидации международных усилий, которые следует направить на освоение арктических ресурсов. Огромный интерес к арктическим проектам проявляют Норвегия, Великобритания (максимальную активность проявляет компания «Бритиш Петролеум»), США, Франция, Германия, Италия, а также Китай, Япония и Южная Корея.

Уже сегодня идет плодотворное сотрудничество международного масштаба. Россия активно перенимает зарубежный опыт. В качестве примера можно привести обучение специалистов в Большом Камне: первая же партия специалистов верфи «Звезда» начала свою деятельность со стажировки в Южной Корее, где строят самые совершенные в мире суда.

Россия не работает в отрыве от международного сообщества, идет кооперация. Так, японские компании успешно участвуют в освоении Сахалина — региона, примыкающего к арктическому и обладающего сходными условиями. Суверенный инвестиционный фонд Катара недавно приобрел большой пакет акций компании «Роснефть», и в его планы входит в том числе серьезное участие в работах на арктическом шельфе России совместно с российскими нефтяниками.

Освоению подлежит не только шельфовая зона Арктики, но и ее прибрежная часть, где есть огромное количество перспективных месторождений нефти и не менее перспективных залежей полезных ископаемых. Самый большой объект из числа месторождений углеводородного сырья на побережье Северного Ледовитого океана — Оленекское месторождение битумов. До сих пор из космоса хорошо просматривается это гигантское поле битума. Месторождение частично было разрушено, и верхние пласты выветрились. Нефть испарялась, остались битумы, но под слоем битумов, судя по данным разведки, находится легкая нефть. По своим масштабам Оленекское месторождение находится на уровне Самотлора (крупнейшее в России и шестое в мире месторождение нефти в Ханты-Мансийском автономном округе). Это объект, который требует исследований. Он близко расположен к трассе Севморпути, что добавляет ему перспективности. Проект, по масштабам капиталовложений и по своему духу, грандиозный.

Крупнейшая лицензия выдана компании «Лукойл» на разработку месторождения на восточно-таймырском участке суши, который примыкает к побережью моря Лаптевых. Там находятся весьма перспективные структуры, в первую очередь участок «Журавлиный», где компания собирается начать работать.

Здесь уместно упомянуть об эффективности вложений в Арктический регион. На примере участка «Журавлиный» можно говорить о том, что разработка подобных месторождений — дело непростое и затратное. Бурение, и особенно первые буровые скважины, очень дорого обходится. Но, учитывая перспективность «Журавлиного», ресурсы, которые будут там получены, и возможности их применения непосредственно на месте, разрабатывать участок необходимо. Нефть и газ оттуда можно вывезти, действуя по классической модели, но есть и другой вид деятельности, куда более перспективный — это бункеровка судов. Из всей нефтяной деятельности бункеровка — самая выгодная. Если посчитать количество судов, которые в перспективе будут перевозить 80 млн т грузов по Севморпути, то точки по бункеровке судов будут приносить колоссальные доходы.

Не следует забывать об экологии: приступая к разработке месторождений на шельфе, компании должны придерживаться самых строгих экологических стандартов. Их применение делает себестоимость арктических проектов существенно дороже, но даже при осуществлении всех необходимых мер по обеспечению безопасности хрупкой природной среды Арктики окупаемость арктических проектов все равно остается очень высокой, и окупаться вложения будут быстро. Все эти проблемы будут обсуждаться участниками Международного форума «Арктика — территория диалога».

Освоение арктического шельфа и побережья Северного Ледовитого океана — один из тех величайших проектов, которые в одиночку не осилит ни одно государство: слишком наукоемкими, капиталоемкими и трудоемкими являются задачи. Необходима консолидация усилий — лишь в этом случае следует ждать успеха. Для максимально эффективного освоения таких проектов человечество должно полностью объединиться.

Автор — ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России.

 

/izvestia.ru/



Print This Post Print This Post
©2017 Pro-arctic.ru