«Флот Боути Макбоут» : Британское судно пополняет ряды усиленных арктических судов

web_RRS Sir David Attenborough

Суда ледового плавания, такие как британское научно-исследовательское судно «Сэр Дэвид Аттенборо», названное «Боути МакБоутфейс» в Интернете, строятся по всему миру

Новое британское арктическое научно-исследовательское судно по-настоящему завладело умами жителей всего королевства. Предложение присвоить судну название «Боути МакБоутфейс» привлекло такое общественное внимание, что решение вместо этого назвать его в честь ведущего и естествоиспытателя Дэвида Аттенборо вызвало вопросы в рамках парламентского расследования.

Но научно-исследовательское судно «Сэр Дэвид Аттенборо», которое будет работать как в арктических, так и в антарктических водах, также примечательно тем, что будет вмещать больше ученых и сможет продвигаться к полюсам сквозь льды ближе, чем любое другое британское научно-исследовательское судно в истории. Судно присоединится к семейству научно‑исследовательских судов ледового класса, принадлежащих различными странам по всему миру от Норвегии до Китая и Австралии, и расширит возможности ученых по исследованию суровых полярных условий.

Китай предлагает участие в тендере для строительства большого научно-исследовательского ледокола для сопровождения уже имеющегося у страны судна «Сюэ Лун», а в прошлом месяце австралийское правительство подписало договор о замене своего стареющего ледокола «Аврора Австралис». Германия приступила к процедуре замены своего судна «Поларштерн», а Швеция начинает обсуждение последствий списания своего судна «Оденис» в конце следующего десятилетия. (Предложенный проект общеевропейского ледокола стоимостью до 800 млн евро (900 млн долларов США) пока отложен ввиду своей огромной цены.)

129-метровый «Аттенборо» спроектирован командой, построивший ледокол «Кронпринц Хокон» для Норвежского полярного института в Тромсё. Когда «Кронпринц Хокон» отправится в свое первое научное плавание в 2018 году, это даст норвежским исследователям качественно новые возможности доступа к арктическим морям. Этот ледокол придет на смену меньшему по размерам судну, вмещающему меньшее количество ученых и способному работать лишь в условиях тонкого льда. «Это откроет для нас совершенно новый мир», — говорит Эйстейн Микельборг, руководитель проекта из Норвежского полярного института.

Надо льдом

В течение нескольких недель судостроители завершат проектирование «Аттенборо», а рабочие из Мерсисайда (Великобритания) начнут резать сталь для корпуса согласно графику, подразумевающему сдачу в 2019 году.

Проектировщики стараются предусмотреть как можно больше исследовательских инструментов на судне стоимостью 200 млн фунтов стерлингов (290 млн долларов США). На «Аттенборо» будет размещена вертолетная палуба и, в отличие от существующих британских арктических научно-исследовательских судов, ангар. Это позволит совершать полеты на озера и острова в Антарктиде, до которых нельзя добраться иным способом. Кроме того, судно «Аттенборо» будет также оснащено т. н. шахтой, отверстием в корпусе, которое позволит исследователям работать с океанографическим и геологическим оборудованием более свободно и безопасно, чем при его спуске с борта судна.

В лабораторных помещениях будет поддерживаться разная температура для складирования и проведения различных экспериментов. На палубе будет дополнительное пространство для изготовленного на заказ оборудования, используемого в различных плаваниях. Современные волоконно-оптические кабели обеспечат прямую передачу изображений с камеры, опускаемой на глубину до 6000 м с дистанционно управляемого аппарата, который будет носить название «Боути МакБоутфейс» в угоду общественному мнению.

Но за эти расширенные научно-исследовательские возможности придется заплатить уменьшением количества дней собственно научной работы.

web_10010587

В настоящее время Британская служба антарктических исследований использует два арктических судна: научно-исследовательское судно «Джеймс Кларк Росс» возрастом 25 лет для научных целей и научно-исследовательское судно «Эрнест Шеклтон» возрастом 21 год, отвечающее за поставку оборудования, еды и людей на принадлежащие службе базы. Большее судно «Аттенборо» заменит оба этих судна, что позволит сократить ежегодные текущие расходы на 20 %.

Вместо 180 дней, отведенных на научные исследования в год, у ученых Соединенного Королевства теперь будет 150 дней. Оставшееся время (и место на борту судна) будет занято под перевозку грузов. «Мне не нравится использовать слово „компромисс“, но он имеет место», — говорит Эндрю Джеффрис, руководитель проекта нового судна и инженер Британской службы антарктических исследований в Кембридже.

Были и другие компромиссы между исследованием и логистикой. Проектировщикам пришлось разместить огромные дизель-генераторы судна на изолирующих платформах для бесшумного перемещения судна ради обеспечения чистоты сейсмических и биоакустических исследований. В текущий проект, возможно, придется внести поправки для исключения открытия дренажных отверстий топливной системы вертолета в тех зонах, где ученым, изучающим атмосферу, требуется наличие чистого воздуха для проведения измерений.

Даже с такими уступками исследователи с нетерпением ожидают спуска «Аттенборо» на воду. По словам Кэтрин Линз, специалиста по глубоководной биологии в Британской службе антарктических исследований, это судно не только сможет двигаться сквозь более толстые льды и вмещать больше ученых, но и сделает возможным исследование более дальних регионов по сравнению с любым другим научно-исследовательским судном Великобритании. А это позволит ученым осуществить первый непосредственный отбор проб в Южно-Сандвичевом желобе глубиной 8,5 км, расположенным в южной части Атлантического океана. «Вероятно, мы найдем новую экосистему, о которой раньше ничего не слышали, — говорит она. — Возможность получения нового судна вызывает невероятные чувства. Ведь такое происходит не чаще, чем раз в 30–40 лет».

NATURE_NEWS_ICEBREAKER SHIPS_19.05.2016 WEB

Оригинал статьи: /www.nature.com/



Print This Post Print This Post
©2017 Pro-arctic.ru