«Газпром»: «На шельфе Сахалина существуют значительные ледовые ограничения для разработки углеводородных месторождений».

A_Novikov_x220По мнению Алексея Новикова, начальника отдела подводно-технических работ и глубоководных технологий управления техники и технологии разработки морских месторождений департамента по добыче газа, газового конденсата, нефти ОАО «Газпром», мировой нефтегазовой промышленностью в настоящее время созданы и отработаны технологии для освоения месторождений, находящихся на глубине воды до 500 м. Что касается российской Арктики, представитель «Газпрома» отметил, что большая часть месторождений компании, расположенных в Карском море, может быть разработана на основе уже существующих технологий, но со значительными доработками. Однако для освоения участков, относимых к Северному Ледовитому океану, технологии ещё предстоит создать. Ограничения для работы нефтегазовых компаний в этих районах связаны главным образом с необходимостью решения вопросов обеспечения промыслов энергией и наличием в этих широтах постоянного ледового покрова.

В прошлом году «Газпром» с помощью подводных технологий ввёл в эксплуатацию на шельфе Охотского моря на Дальнем Востоке РФ Киринское газоконденсатное месторождение в субарктических условиях на глубине воды в 90–100 м (проект «Сахалин-3»). Однако до сих пор компания считает, что этот промысел имеет ограниченный доступ. Как рассказал Новиков, на месторождении достаточно благоприятные условия для работы в течение 4–5 месяцев в году (лето-ранняя осень), в остальной период здесь устанавливается ледовое покрытие до 2 м. В настоящее время на месторождении к добычному комплексу подключена первая скважина, в этом году запланирован ввод в эксплуатацию второй скважины. В рамках проекта «Сахалин-3» продолжаются геологоразведочные работы на месторождении Южно-Киринское, на котором открыты значительные запасы нефти. Производственной программой ОАО «Газпром» до 2020 г. предусмотрен ввод в эксплуатацию Южно-Киринского на Дальнем Востоке, а также Долгинского месторождения на шельфе Печорского моря. Кроме того, в этот же период в рамках реализуемых Группой «Газпром» проектов предусмотрено бурение более 50 разведочных скважин.

Сахалинские проекты, по словам Алексея Новикова, преподнесли компании неприятные сюрпризы, связанные с ледовой обстановкой. В районах проектов «Газпрома» на шельфе Охотского моря льды образуют береговой припай, заприпайную полынью, пояс сильно всторошенных сплошных льдов, зону слаботорошенных больших ледовых полей, зону битых льдов. Отмечена высокая динамичность льда (скорость дрейфа льда достигает 0,1–1,6 м/с, средняя – 0,4 м/с). Экстремальные гидрометеорологические параметры (температура воздуха до –44 градусов по Цельсию, высокая влажность, сильный ветер, туманы) создают благоприятные условия для обледенения судов и их опрокидыванию. Сильные штормовые волны осенью (сентябрь–ноябрь) с высотой волн до 18 м ограничивают проведение буровых работ. Отсутствие безопасных гаваней и защищённых акваторий в регионе ограничивают проведение спасательных операций. Сейсмическая активность региона (до 9 баллов). «В мировой практике по существу отсутствует опыт применения подводных технологий в морях с длительным и тяжёлым ледовым режимом, из-за чего возникают следующие проблемы: необходимость создания технических средств для круглогодичного бурения эксплуатационных скважин и установки ПДК, а также подводных энергетических установок. Обеспечение высокой эксплуатационной надёжности и экологической безопасности подводного оборудования (из-за значительных периодов относительной недоступности к подводному добычному оборудованию для ремонта)», – рассказал Алексей Новиков в ходе конференции «Нефть и газ российской Арктики», организованной Институтом Адама Смита.

/PRO-ARCTIC/



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru