Китайская верфь построит два корпуса для плавучих станций «Росатома»
«Атомэнергомаш» (АЭМ, входит в «Росатом») подвел итоги конкурса на строительство двух первых корпусов для модернизированных плавучих энергоблоков (ПЭБ), предназначенных для энергоснабжения Баимского ГОКа на Чукотке. Победителем признана китайская верфь Wison (Nantong) Heavy Industry Co Ltd. Стоимость контракта — $225,8 млн, что примерно на 30% ниже начальной максимальной цены аукциона ($325,12 млн, или 24,11 млрд руб.).
По соглашению, китайская верфь должна поставить первый корпус с жилой надстройкой до 2 октября 2023 года, а второй — до 2 февраля 2024 года. Аванс в размере 15% от суммы будет оплачен в конце текущего года. “Ъ” направил запрос в АЭМ.
Как и ожидал “Ъ”, конкурс на строительство первых двух корпусов проводился только среди азиатских верфей . Комиссия отклонила заявку от южнокорейского завода Khan Pi (на $323,6 млн) и китайской Quovis Sichuan Honghua Petroleum Co Ltd (на $248 млн). Причем верфь Wison (Nantong) Heavy Industry изначально заявляла цену контракта в $237 млн. Однако «по результатам преддоговорных переговоров достигнута цена в $225,8 млн», говорится в протоколе закупки.
Согласно технической документации, водоизмещение одного судна составит около 19,1 тыс. тонн. Для сравнения: водоизмещение первого и уже работающего плавучего энергоблока ПАТЭС «Академик Ломоносов» мощностью 70 МВт — около 21,6 тыс. тонн.
Первые два ПЭБа должны начать поставку электроэнергии на ГОК в январе 2027 года. Общая стоимость строительства ПЭБов — более 140 млрд руб. (без НДС в ценах 2020 года). Строительство корпусов пришлось отдать за рубеж, чтобы успеть поставить первые ПЭБы на Чукотку в срок, говорил в интервью “Ъ” заместитель гендиректора «Росатома» Вячеслав Рукша. Балтзавод, который в России традиционно занимается строительством гражданских судов с атомной энергоустановкой, «объективно загружен строительством четырех ледоколов , и нет возможности расширять трудовые ресурсы», объяснял он.
Ключевое оборудование (реакторы и турбины), по данным “Ъ”, будут устанавливаться на ПЭБы уже в России на Балтзаводе. Кроме того, третий и четвертый корпуса будут строиться также на Балтзаводе.
Судя по последним крупным судостроительным тендерам, в РФ нет возможности строить ответственные судостроительные проекты за разумные деньги в разумные сроки, говорит Надежда Малышева из PortNews. Основание для платформы не несет в себе секретных технологических решений, отмечает она, отвечая на вопрос о возможности копирования российских технологий ПЭБов. «Китайские коллеги получат информацию о будущих силовых нагрузках на данное изделие. Но не думаю, что это позволит вычислить российские ноу-хау»,— считает Надежда Малышева. К тому же, отмечает она, такие контракты «обычно проверяют соответствующие госорганы».