Глобальный энергетический сдвиг может подтолкнуть Москву к производству пластика в арктической тундре
03 декабря 2020 г, Алтэ Стаалесэн, The Barents Observer, Норвегия
Мощнейшая российская нефтегазовая промышленность ощущает растущее давление со стороны альтернативной энергетики, и у идеи использовать огромные запасы газа в российской Арктике в нефтегазохимическом производстве появляется все больше влиятельных сторонников
Запасы природного газа в российской Арктике практически бесконечны, но в конечном итоге спрос сократится, а рынки сбыта исчезнут. Похоже, мощная нефтегазовая промышленность страны постепенно осознает, что для страны, зависящей от углеводородов, это может оказаться экономической катастрофой.
Нефть и природный газ составляют более половины российского экспорта. Только газ приносит более 40 млрд долларов в год. Значительная часть этой экспортной выручки, скорее всего, исчезнет, если Евросоюз, выступающий основным импортером, сумеет достичь поставленной цели сократить выбросы углерода на 60 процентов к 2030 году.
Стремительные изменения на международных энергетических рынках стали одной из негласных основных тем прошедшего во вторник совещания по развитию нефтегазохимической отрасли, в котором приняли участие президент Путин и руководство энергетического сектора.
Совещание прошло в северном Тобольске, где находится новый крупный нефтехимический завод компании «Сибур». На совещании присутствовал глава «Новатэка» Леонид Михельсон, занимающийся реализацией крупных СПГ-проектов на Ямале и Гыданском полуострове, а глава «Газпрома» Алексей Миллер и ряд других руководителей нефтегазовой отрасли были подключены по видеосвязи.
Новые проекты
«Нужно активнее продвигать российскую нефтехимическую продукцию внутри страны, за рубежом, наращивать эффективность и объёмы производства», — подчеркнул Путин на совещании, заявив, что на стадии планирования находятся несколько крупных проектов на сумму около 5 трлн рублей.
По словам главы государства, на рассмотрении находятся 14 проектов по созданию новых нефтегазохимических производств, в том числе и в Арктике.
Основной продукцией нефтегазохимических предприятий являются различные виды пластика.
Ямал
Полуостров Ямал был представлен в качестве территории, особенно подходящей для создания новых производств. По словам вице-премьера Александра Новака, в качестве необходимого сырья могут использоваться крупные ресурсы природного газа этого заполярного региона.
Новак сообщил, что Министерство энергетики совместно с нефтегазовыми компаниями создало специальную рабочую группу по развитию газохимических и добычных мощностей.
«Нефтегазохимия является здесь, безусловно, одним из вариантов монетизации колоссальных ресурсов Ямала», — подчеркнул Новак, пояснив, что запасы заполярного полуострова оцениваются в 26,5 трлн кубометров природного газа, 1,6 млрд тонн газового конденсата и около 300 млн тонн нефти.
До этого нефтегазохимия была определена в качестве одного из приоритетных направлений в Стратегии развития Арктической зоны, а в 2019 году стало известно, что «Газпром» планирует строительство гигантского нефтехимического завода в Бовененково — центре деятельности компании на Ямале. По словам представителей компании, производительность завода может составить около 3 млн тонн полиэтилена и полипропилена в год
СПГ
На совещании с Путиным вице-премьер Новак также подчеркнул важность производства СПГ на Ямале.
По словам Новака, к 2035 году здесь может производиться до 140 млн тонн СПГ.
Однако все большее число экспертов ставят под сомнение будущее СПГ в этом заполярном регионе. В Минэнерго считают, что новые СПГ-заводы здесь должны быть построены до 2030 года. Объекты, построенные после 2030 года, могут оказаться нерентабельными, говорится в проекте федеральной стратегии развития СПГ, на который ссылается газета VTimes.
Основная причина этого — повышение конкурентоспособности альтернативной энергетики, которая сейчас стремительно захватывает международные энергетические рынки.