Минприроды поддержало либерализацию доступа к шельфу Арктики
Министерство природных ресурсов и экологии (Минприроды) в целом поддерживает либерализацию доступа к шельфу Арктики. Об этом заявили в пресс-службе ведомства
“Минприроды России концептуально поддерживает предложение по расширению круга участников проведения геологоразведочных и добычных работ на шельфе. В частности, заслуживает внимания предложение об организации и проведении переговоров и отборе потенциальных участников проектов совместной разработки участков шельфа”, – говорится в пресс-релизе.
“Это позволит уже на начальном этапе лицензирования иметь достаточное понимание перспективности конкретного инвестиционного проекта на шельфе, планируемого к реализации”, – отметили в министерстве. При этом Минприроды полагает необходимым сохранение существующей системы лицензирования недропользования на континентальном шельфе в рамках действующих положений законодательства России о недрах. В министерстве подчеркнули, что компаниям нужно будет соблюдать в работе все экологические требования вне зависимости от того, частные они или государственные.
“Позиция по данному вопросу остается неизменной. Необходимо соблюдать экологические требования необходимо всем компаниям, независимо от того, являются они государственными или частными”, – подчеркнули в Минприроды.
Вместе с тем глава Минприроды Дмитрий Кобылкин считает, что законопроект Минвостокразвития по либерализации доступа к добыче полезных ископаемых на шельфе в российской Арктике недоработан. “Сейчас говорить о создании консорциума недропользователей преждевременно. Поскольку готовящийся Минвостокразвития России законопроект нуждается в существенной проработке”, — сказал Кобылкин.
Напомним, недавно Минприроды и Минвостокразвития вступили в конфликт из-за законопроекта о допуске частных компаний на шельф Арктики и Дальнего Востока. В частности, замглавы Минприроды, глава агентства “Роснедра” Евгения Киселева написал письмо замглаве Минвостокразвития Александру Крутикову.
В чем суть разногласий между Минприроды и Минвостокразвития
Ситуация требует пояснения. Ранее на портале проектов нормативных правовых актов был опубликован законопроект, подготовленный Минвостокразвития. В нем предусматривается либерализация доступа к шельфу Арктики и Тихого океана с 2021 года. К работе в этих регионах будут допущены как российские, так и иностранные компании.
При этом есть важный нюанс. Предлагается определить компанию-агента, которая будет работать от лица правительства в консорциуме с другими компаниям, желающими осваивать шельф, и иметь блокпакет в этом консорциуме.
Функции агента правительства РФ “могут осуществляться организацией, 100% акций (долей, паев) которой принадлежат Российской Федерации, организацией, являющейся институтом развития Дальнего Востока и Арктики или являющейся организацией, единственным акционером которой является государственная корпорация “ВЭБ.РФ”, подчеркивается в документе.
В качестве кандидата предлагается Фонд развития Дальнего Востока и Арктики (ФРДВ). Глава Минвостокразвития Александр Козлов считает необходимым наделить ФРДВ функциями по переговорам с инвесторами для создания консорциумов по проектам на шельфе. А также по организации и проведению электронных аукционов в случае отказа инвесторов от формирования консорциума.
Кроме того, предлагалось передать ФРДВ функции по подготовке проектов решений правительства о предоставлении в пользование шельфовых участков, а также получение разовых платежей за такие площади. Однако проблема в там, что все эти функции сейчас закреплены за Роснедрами.
В этой связи глава агентства “Роснедра” Киселев в своем письме подчеркнул необходимость сохранения существующей системы недропользования, пишет издание “Коммерсантъ”. По его мнению, передача ФРДВ разовых платежей за предоставление права пользования участком недр на шельфе приведет к выпадающим доходам и к “дестабилизации системы государственного финансирования отрасли”.
Чиновник отметил, что государство как собственник недр и запасов полезных ископаемых является единственным субъектом, обладающим правом на взимание фискальных платежей за пользование государственным имуществом. А ФРДВ “и так финансируется из бюджета РФ”. И, следовательно, передача платежей организации “представляется излишней и необоснованной”.