В запрете на иностранный каботаж по СМП будут исключения
С 1 января 2019 года вступит в силу запрет на проход по Северному морскому пути (СМП) судов иностранного производства и принадлежности. Однако, как рассказал вице-премьер Юрий Борисов, в первое время после введения данного запрета некоторым типам иностранных морских судов разрешат проход по Севморпути.
“По решению правительства разрешено будет судам другой постройки проходить, потому что весь типаж судов мы не в состоянии сразу будем перекрыть. Я считаю, что здесь нет никаких антирыночных мер. Это нормальная защита российского производителя, и она должна стимулировать загрузку, в том числе и “Звезды”, — сказал Борисов.
Он напомнил, что США ввели аналогичные меры еще в 1920-х годах. “При перевозке в Америке в прибрежных водах только суда, построенные в Америке, под американским флагом могут там ходить. Северный морской путь — это чисто российские прибрежные воды, мы защищаем своих судовладельцев в этом плане”, — подчеркнул Борисов.
Вице-премьер имеет в виду Закон о торговом флоте от 1920 года, больше известный как “закон Джонса”. Он гласит, что каботажные перевозки в водах Соединенных Штатов можно производить исключительно на судах, построенных на американских верфях, принадлежащих американским гражданам, с экипажем, состоящим только из американцев, и под флагом США.
Стоит отметить, что в Соединенных Штатах уже давно звучат призывы отменить этот закон. Исследование Института Като в Вашингтоне показывает, что он приводит лишь серьезным расходам, не давая почти никакой выгоды. Кроме прочего, например, из-за «закона Джонса» жизнь на Гавайях в полтора раза дороже, чем могла бы.
В России же введение аналогичного запрета ударит, прежде всего, по НОВАТЭКу. Дело в том, что обслуживать его проект «Ямал СПГ» способны только ледокольные СПГ-танкеры класса Arc-7, способные самостоятельно преодолевать льды до двух метров толщиной. 15 таких танкеров были заказаны на южнокорейских судоверфях, и пять из них уже занимаются перевозкой сжиженного газа из порта Сабетта на европейские терминалы.
Оставшиеся 10 будут спущены на воду в ближайшие три года, но из-за нового запрета НОВАТЭК не сможет ими пользоваться, как и имеющимися пятью. А российские судоверфи пока построили ни одного такого танкера, так что «Ямал СПГ» попросту останется без транспорта и вынужден будет прекратить работу.
Правда, НОВАТЭК заказал аналогичные ледокольные СПГ-танкеры на судостроительном комплексе «Звезда». Однако вряд ли эта верфь сможет быстро построить необходимое количество газовозов.