Норвегия анонсирует требования к морским нефтегазовым платформам нового поколения
Викинги традиционно считаются законодателями в разработке буровых технологий на шельфе и в области охраны окружающей среды. Об этом 5 апреля 2018 г деликатно напомнили аналитики Bassoe Analytics.
Норвежские власти последовательно требуют, чтобы все новинки в области оборудования, материалов и технологий использовались на морских нефтяных платформах. На протяжении многих лет, по мере развития шельфовых проектов добычи нефти и газа, владельцы морских платформ (МП) разрабатывали и заказывали новые и более крупные и более совершенные буровые установки.
Норвежское правительство теперь более чем когда-либо заботится об экологичности работ на шельфе, безопасности и эффективности насколько это возможно.
В марте 2018 г компания анонсировала контракт на использование буровой установки West Phoenix 6го поколения. В России тоже используют МП 6го поколения для глубоководного бурения, но пока только в Черном море. ППБУ Scarabeo-9, которая приписана к Багамам и имеет класс DNV, — это, пожалуй, единственная МП 6 поколения, которая не подпадает под санкции Запада, потому что построена на верфи китайской Yantai Raffles с использованием доли американских компонентов менее 10%.
Если власти РФ в условиях санкций более озабочены хотя бы локализацией производства МП, то норвежские власти гораздо более требовательны к работам на шельфе. Это понятно, по данным Норвежского нефтяного директората (НПД), на норвежском шельфе Баренцева моря залегают почти 2/3 предполагаемых неоткрытых ресурсов. Но это и один из самых нетронутых уголков дикой природы на земле.
Власти Норвегии постоянно пытаются сбалансировать потребность в работах на шельфе с необходимостью сохранения природы в Баренцевом море. Нефтегазовые мейджоры более 10 лет активно ведут буровые работы на шельфе Баренцева моря и пока собираются только расширять работы на более крупных территориях с более жесткими условиями окружающей среды.
Компании должны решать все возрастающие по сложности задачи:
— деятельности МП в условиях Арктики;
— сокращения выбросов углекислого газа CO2;
— более высокой операционной эффективности не только для Баренцева региона, но и для почти всей Норвегии.
Это не означает, что все МП, которые в настоящее время работают в Норвегии, должны быть заменены. Но тенденция к постепенному сокращению старых МП будет ускорена, это очевидно. А недавно построенные МП CS-60, CAT-Ds, GVA 7500 , Aker H-6 получат более выгодные контракты (по длительности и по сложности).
Эксперты предполагают, что спрос на полупогружные буровые установки (ППБУ) в Норвегии останется или даже превзойдет предыдущий максимум 27 ППБУ. Это создает предпосылки для прихода на рынок новых МП. В течение следующих нескольких лет в Норвегии будет работать только 27 конкурентоспособных МП, включая еще не построенную CS-60 ECO от Awilco,в тч до 6 ед за пределами Норвегии.
МП CS-60 ECO, заказанная Awilco у Keppel FELS в марте 2018 г, — это усовершенствованная МП. Стоимость — 425 млн долл США. Срок поставки -2021 г.Падение цен на нефть сыграло плохую шутку с рынком МП. Постепенный рост цен на нефть и вот теперь — необходимость замены старых МП на новые — это драйверы рынка МП,
Основные задачи, которые решают новые МП, связаны со снижением потребления топлива при росте эффективности с использованием наилучших доступных технологий (НДТ).
В условиях арктических морозов некоторые МП не могут эффективно эксплуатировать буровое оборудование, потому что мощность должна быть перенаправлена на систему динамического позиционирования (поскольку их система швартовки недостаточно сильна, чтобы поддерживать установку на месте самостоятельно). Это равносильно простою, большему расходу топлива и более высоким затратам.
МП следующего поколения, вероятно:
— откажутся ( в большинстве случаев) от систем DP, вернувшись к ранее использовавшимся системам швартовки, но с использованием подруливающего устройства;
— будут использовать аккумуляторную (гибридную) технологию, которая позволяет снимать избыточную мощность от генераторов в батареях, с последующим использованием для запуска оборудования , что снизит потребление топлива и сократит выбросы.
— оптимизированы по конструкции корпуса и системам швартовки, будут меньше по размерам, но так же будут способны работать в глубоких водах,
— будут активно цифровизированы с использованием искусственного интеллекта, интеллектуального обслуживания и технологии интеллектуального зеленого будущего (IGF).
Это позволит повысить наработку на отказ, снизит человеческие ошибки и экологический риск. В связи с этим, ожидается рост конкурентной борьбы среди проектировщиков и строителей МП Сингапура , Китая и Южной Кореи. Эту тенденцию следует учитывать и властям РФ, хотя в России до этого еще очень далеко.