Северо-западный форпост. Нарьян-Мар становится одним из основных центров принятия политических решений, касающихся развития Арктической зоны России.
Вадим Пономарев, «Эксперт» №34 (911), 18 августа 2014 г.
В начале августа в столице Ненецкого автономного округа (НАО) Нарьян-Маре прошла IV Международная встреча высоких представителей государств – членов Арктического совета и стран-наблюдателей. В мероприятии приняли участие полномочные послы ряда стран в Российской Федерации, представители президента России и правительства РФ, мировой научной общественности из Дании, Канады, Норвегии, Финляндии, Швеции, Кореи, Китая и других стран, руководители арктических регионов России и ведущих нефтегазовых компаний. Главной темой обсуждения стали вопросы обеспечения безопасности в Арктике, использования природных ресурсов, поддержки коренных малочисленных народов Севера, использования научных разработок в Арктике.
Российские и зарубежные участники встречи на практике – в ходе посещения Варандейского нефтеналивного терминала и морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная» – смогли убедиться в том, что наша страна способна добывать нефть и газ в Арктике не только эффективно, но и безопасно для окружающей среды. А поисково-спасательные учения «Арктика-2014», прошедшие в эти дни в акватории Печорского моря, показали, что Россия готова обеспечить безопасность мореплавания по Северному морскому пути (СМП). Нарьян-Мар не случайно был выбран местом проведения этой международной встречи. Именно этот регион сейчас находится на острие государственной политики нашей страны по индустриальному развитию западной части российской Арктики.
Нефтяной Клондайк.
Углеводородный потенциал НАО сосредоточен в северной части Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и вместе с потенциалом шельфа Баренцева и Печорского морей представляет собой уникальную сырьевую базу углеводородного сырья. Общая площадь перспективных в плане углеводородов земель Ненецкого АО, включая острова, составляет около 115 тыс. кв. км. Извлекаемые запасы нефти, даже без учёта шельфа, составляют 1,1 млрд т, запасы свободного газа – более 520 млрд кубометров.
Промышленное освоение этих запасов, по сути, началось только в постсоветское время, когда у нефтяников появились эффективные технологии добычи в условиях Заполярья. Первопроходцем выступила нефтяная компания «ЛУКОЙЛ», которая первой в России построила инфраструктуру для добычи нефти в заполярных широтах, в том числе первый в мире круглогодичный ледовый нефтеналивной терминал в Варандее. Однако нефтяной бизнес в НАО в то время был нестабильным. Объём добычи всех нефтяных компаний, работавших в округе, в 2009 г. достиг почти 19 млн т, но к 2013 г. упал до 13,5 млн т.
Сейчас объёмы добываемой в округе нефти вновь стали расти. «ЛУКОЙЛ», например, объявил, что в течение трёх лет вложит в освоение нефтяных месторождений в НАО 70 млрд рублей, из которых 25 млрд – в этом году. «Эти инвестиции помогут стабилизировать потери, которые мы понесли при освоении месторождения Южное Хыльчую, где планово снижаются объёмы добычи», – подчеркнул на встрече в Нарьян-Маре президент компании Вагит Алекперов. За счёт пробной эксплуатации новых месторождений растёт добыча у «Русвьетпетро» (совместное предприятие «Зарубежнефти» и вьетнамской корпорации «Петровьетнам»). На новые месторождения выходит и «РН-Северная нефть» – основное нефтедобывающее предприятие «Роснефти» (РН) в Тимано-Печоре. В этом году компания досрочно приступила к эксплуатации Осовейского месторождения, которое вместе с тремя другими месторождениями, приобретёнными РН в НАО за последние пять лет, наиболее перспективно. «Суммарные извлекаемые запасы здесь составляют около 100 миллионов тонн нефти. Именно с разработкой этих участков связаны ближайшие перспективы “РН – Северная нефть”», – подчеркивают в «Роснефти». В число наиболее заметных участников нефтедобычи в НАО в последние годы вошла и «Башнефть», получившая лицензию на месторождения Требса и Титова, суммарные извлекаемые запасы (С1 + С2) которых оцениваются в 140 млн т. Разработкой этих месторождений занимается совместное предприятие «Башнефти» и «ЛУКОЙЛа» – «Башнефть-Полюс» (БП). К 2020 г. БП намерена достичь ежегодного объёма добычи почти в 5 млн тонн. Между тем уже в этом году общий объём нефтедобычи в НАО за счёт этого проекта увеличится на 900 тыс. т.
В этом году «Башнефть» и «ЛУКОЙЛ» создали в НАО ещё одно СП – «Восток НАО». «Серьёзные инвестиции “ЛУКОЙЛа” и “Башнефти” в “Восток НАО” для реализации масштабной программы геологоразведки на территории Ненецкого округа – это дополнительный импульс развития для субъекта, чья экономика базируется на нефтегазовой отрасли. Обе компании не только заботятся об увеличении дивидендов, но и выполняют государственные задачи. Это наши надёжные партнёры», – подчеркивает глава НАО Игорь Кошин. «Мы верим в ресурсный потенциал Ненецкого округа, в месторождения, которые внесены в активы обоих совместных предприятий. Безусловно, в основе производственной деятельности наших СП лежит и социальная составляющая. Вкладывая средства в развитие регионального ТЭКа, мы инвестируем в развитие социально-экономической инфраструктуры округа, создаём новые рабочие места, помогаем в реализации благотворительных проектов», – убеждён старший вице-президент по добыче нефти и газа компании «ЛУКОЙЛ» Азат Шамсуаров. Заметно оживились в последние годы и небольшие нефтяные компании, работающие в Заполярье на маленьких нефтеносных участках, где содержится более четверти разведанных нефтяных запасов округа.
Осенью этого года в Ненецком автономном округе будет добыта 200-миллионная тонна нефти. Очередные 200 млн т здесь могут быть добыты уже к середине следующего десятилетия. К 2018 г. общий объём инвестиций в развитие нефтегазодобывающих проектов на территории НАО прогнозируется в размере более 86 млрд рублей в год. Это на 47% больше, чем нефтяники инвестировали в округ в 2013 г.
Преодолеть бездорожье.
Развитие нефтегазовых проектов в западной части российской Арктики немыслимо без создания там соответствующей транспортной инфраструктуры. Тем более что российские компании в лице «Роснефти» и «Газпрома» сейчас активно выходят и на шельф Баренцева и Печорского морей. Уникально расположение НАО и с точки зрения морской логистики. Его тысячекилометровое побережье – это естественный выход на западную часть Северного морского пути, кратчайшей морской дороги между Европой и Юго-Восточной Азией вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана. Этот маршрут позволяет мировым перевозчикам почти на треть сократить время прохождения судов по сравнению с движением по южному маршруту – через Индийский океан и Суэцкий канал. А таяние арктических льдов и укрепление российского ледокольного флота дают возможность сделать транзит судов по СМП практически круглогодичным. Поэтому Китай, например, намерен до 15% своего гигантского внешнеторгового оборота с Европой направить через российский Севморпуть.
Однако для решения этих задач России необходимо модернизировать порты в западной части Арктики, обеспечить наземное транспортное сообщение НАО с единой транспортной сетью страны и преодолеть ведомственную разобщённость. Сейчас, например, 85% грузов доставляются в округ водным транспортом через Нарьян-Марский морской торговый порт, находящийся в федеральной собственности. Казалось бы, государство в нынешних условиях должно быть заинтересовано в развитии этого системообразующего порта. На деле пока всё иначе. «Сегодня собственник – Росимущество – настаивает на продаже порта. Причём планирует его выставить на торги за 40 миллионов рублей, в то время как рыночная стоимость 16 гектаров земли, которые занимает порт, – 320 миллионов рублей. В результате продажи, если она произойдёт, регион потеряет важнейшее для него предприятие, которое просто распродадут под застройку коттеджей на берегу Печоры. К сожалению, такие примеры есть в других субъектах федерации», – говорит заместитель главы НАО по вопросам инфраструктурного развития Владимир Бланк.
Руководство НАО сейчас выступило с инициативой передать порт в окружную собственность и готово вложить в его модернизацию до 500 млн рублей из окружного бюджета. Вместе с «Роснефтью» обсуждается вариант строительства ещё одного порта – в Индиге. У Министерства обороны есть планы восстановить разрушенную в постсоветское время инфраструктуру в Амдерме. На условиях софинансирования из федерального бюджета наконец-то начинается достройка круглогодичной автодороги между Нарьян-Маром и Усинском (Республика Коми), создание которой началось ещё в 1991 г. Словом, Ненецкий автономный округ действительно переживает своё второе рождение, занимая то место в национальной экономике и политике, которого он достоин.
/http://expert.ru/expert/2014/34/severo-zapadnyij-forpost/?n=171, фото: Пресс-центр Управления региональной политики и информации Ненецкого автономного округа, компании «ЛУКОЙЛ», «Газпром нефть»/