Северо-западный форпост. Нарьян-Мар становится одним из основных центров принятия политических решений, касающихся развития Арктической зоны России.

Вадим Пономарев, «Эксперт» №34 (911), 18 августа 2014 г.

В начале августа в столице Ненецкого автономного округа (НАО) Нарьян-Маре прошла IV Международная встреча высоких представителей государств – членов Арктического совета и стран-наблюдателей. В мероприятии приняли участие полномочные послы ряда стран в Российской Федерации, представители президента России и правительства РФ, мировой научной общественности из Дании, Канады, Норвегии, Финляндии, Швеции, Кореи, Китая и других стран, руководители арктических регионов России и ведущих нефтегазовых компаний. Главной темой обсуждения стали вопросы обеспечения безопасности в Арктике, использования природных ресурсов, поддержки коренных малочисленных народов Севера, использования научных разработок в Арктике.

IMG_9226_x660

Российские и зарубежные участники встречи на практике – в ходе посещения Варандейского нефтеналивного терминала и морской ледостойкой стационарной платформы «Приразломная» – смогли убедиться в том, что наша страна способна добывать нефть и газ в Арктике не только эффективно, но и безопасно для окружающей среды. А поисково-спасательные учения «Арктика-2014», прошедшие в эти дни в акватории Печорского моря, показали, что Россия готова обеспечить безопасность мореплавания по Северному морскому пути (СМП). Нарьян-Мар не случайно был выбран местом проведения этой международной встречи. Именно этот регион сейчас находится на острие государственной политики нашей страны по индустриальному развитию западной части российской Арктики.

11_1_x660

Нефтяной Клондайк.

Углеводородный потенциал НАО сосредоточен в северной части Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции и вместе с потенциалом шельфа Баренцева и Печорского морей представляет собой уникальную сырьевую базу углеводородного сырья. Общая площадь перспективных в плане углеводородов земель Ненецкого АО, включая острова, составляет около 115 тыс. кв. км. Извлекаемые запасы нефти, даже без учёта шельфа, составляют 1,1 млрд т, запасы свободного газа – более 520 млрд кубометров.

Промышленное освоение этих запасов, по сути, началось только в постсоветское время, когда у нефтяников появились эффективные технологии добычи в условиях Заполярья. Первопроходцем выступила нефтяная компания «ЛУКОЙЛ», которая первой в России построила инфраструктуру для добычи нефти в заполярных широтах, в том числе первый в мире круглогодичный ледовый нефтеналивной терминал в Варандее. Однако нефтяной бизнес в НАО в то время был нестабильным. Объём добычи всех нефтяных компаний, работавших в округе, в 2009 г. достиг почти 19 млн т, но к 2013 г. упал до 13,5 млн т.

Photo_7_x660

Сейчас объёмы добываемой в округе нефти вновь стали расти. «ЛУКОЙЛ», например, объявил, что в течение трёх лет вложит в освоение нефтяных месторождений в НАО 70 млрд рублей, из которых 25 млрд – в этом году. «Эти инвестиции помогут стабилизировать потери, которые мы понесли при освоении месторождения Южное Хыльчую, где планово снижаются объёмы добычи», – подчеркнул на встрече в Нарьян-Маре президент компании Вагит Алекперов. За счёт пробной эксплуатации новых месторождений растёт добыча у «Русвьетпетро» (совместное предприятие «Зарубежнефти» и вьетнамской корпорации «Петровьетнам»). На новые месторождения выходит и «РН-Северная нефть» – основное нефтедобывающее предприятие «Роснефти» (РН) в Тимано-Печоре. В этом году компания досрочно приступила к эксплуатации Осовейского месторождения, которое вместе с тремя другими месторождениями, приобретёнными РН в НАО за последние пять лет, наиболее перспективно. «Суммарные извлекаемые запасы здесь составляют около 100 миллионов тонн нефти. Именно с разработкой этих участков связаны ближайшие перспективы “РН – Северная нефть”», – подчеркивают в «Роснефти». В число наиболее заметных участников нефтедобычи в НАО в последние годы вошла и «Башнефть», получившая лицензию на месторождения Требса и Титова, суммарные извлекаемые запасы (С1 + С2) которых оцениваются в 140 млн т. Разработкой этих месторождений занимается совместное предприятие «Башнефти» и «ЛУКОЙЛа» – «Башнефть-Полюс» (БП). К 2020 г. БП намерена достичь ежегодного объёма добычи почти в 5 млн тонн. Между тем уже в этом году общий объём нефтедобычи в НАО за счёт этого проекта увеличится на 900 тыс. т.

В этом году «Башнефть» и «ЛУКОЙЛ» создали в НАО ещё одно СП – «Восток НАО». «Серьёзные инвестиции “ЛУКОЙЛа” и “Башнефти” в “Восток НАО” для реализации масштабной программы геологоразведки на территории Ненецкого округа – это дополнительный импульс развития для субъекта, чья экономика базируется на нефтегазовой отрасли. Обе компании не только заботятся об увеличении дивидендов, но и выполняют государственные задачи. Это наши надёжные партнёры», – подчеркивает глава НАО Игорь Кошин. «Мы верим в ресурсный потенциал Ненецкого округа, в месторождения, которые внесены в активы обоих совместных предприятий. Безусловно, в основе производственной деятельности наших СП лежит и социальная составляющая. Вкладывая средства в развитие регионального ТЭКа, мы инвестируем в развитие социально-экономической инфраструктуры округа, создаём новые рабочие места, помогаем в реализации благотворительных проектов», – убеждён старший вице-президент по добыче нефти и газа компании «ЛУКОЙЛ» Азат Шамсуаров. Заметно оживились в последние годы и небольшие нефтяные компании, работающие в Заполярье на маленьких нефтеносных участках, где содержится более четверти разведанных нефтяных запасов округа.

Осенью этого года в Ненецком автономном округе будет добыта 200-миллионная тонна нефти. Очередные 200 млн т здесь могут быть добыты уже к середине следующего десятилетия. К 2018 г. общий объём инвестиций в развитие нефтегазодобывающих проектов на территории НАО прогнозируется в размере более 86 млрд рублей в год. Это на 47% больше, чем нефтяники инвестировали в округ в 2013 г.

Преодолеть бездорожье.

Развитие нефтегазовых проектов в западной части российской Арктики немыслимо без создания там соответствующей транспортной инфраструктуры. Тем более что российские компании в лице «Роснефти» и «Газпрома» сейчас активно выходят и на шельф Баренцева и Печорского морей. Уникально расположение НАО и с точки зрения морской логистики. Его тысячекилометровое побережье – это естественный выход на западную часть Северного морского пути, кратчайшей морской дороги между Европой и Юго-Восточной Азией вдоль российского побережья Северного Ледовитого океана. Этот маршрут позволяет мировым перевозчикам почти на треть сократить время прохождения судов по сравнению с движением по южному маршруту – через Индийский океан и Суэцкий канал. А таяние арктических льдов и укрепление российского ледокольного флота дают возможность сделать транзит судов по СМП практически круглогодичным. Поэтому Китай, например, намерен до 15% своего гигантского внешнеторгового оборота с Европой направить через российский Севморпуть.

Однако для решения этих задач России необходимо модернизировать порты в западной части Арктики, обеспечить наземное транспортное сообщение НАО с единой транспортной сетью страны и преодолеть ведомственную разобщённость. Сейчас, например, 85% грузов доставляются в округ водным транспортом через Нарьян-Марский морской торговый порт, находящийся в федеральной собственности. Казалось бы, государство в нынешних условиях должно быть заинтересовано в развитии этого системообразующего порта. На деле пока всё иначе. «Сегодня собственник – Росимущество – настаивает на продаже порта. Причём планирует его выставить на торги за 40 миллионов рублей, в то время как рыночная стоимость 16 гектаров земли, которые занимает порт, – 320 миллионов рублей. В результате продажи, если она произойдёт, регион потеряет важнейшее для него предприятие, которое просто распродадут под застройку коттеджей на берегу Печоры. К сожалению, такие примеры есть в других субъектах федерации», – говорит заместитель главы НАО по вопросам инфраструктурного развития Владимир Бланк.

Руководство НАО сейчас выступило с инициативой передать порт в окружную собственность и готово вложить в его модернизацию до 500 млн рублей из окружного бюджета. Вместе с «Роснефтью» обсуждается вариант строительства ещё одного порта – в Индиге. У Министерства обороны есть планы восстановить разрушенную в постсоветское время инфраструктуру в Амдерме. На условиях софинансирования из федерального бюджета наконец-то начинается достройка круглогодичной автодороги между Нарьян-Маром и Усинском (Республика Коми), создание которой началось ещё в 1991 г. Словом, Ненецкий автономный округ действительно переживает своё второе рождение, занимая то место в национальной экономике и политике, которого он достоин.

/http://expert.ru/expert/2014/34/severo-zapadnyij-forpost/?n=171, фото: Пресс-центр Управления региональной политики и информации Ненецкого автономного округа, компании «ЛУКОЙЛ», «Газпром нефть»/



Print This Post Print This Post
©2018 Pro-arctic.ru