«Цель экспедиций и всей программы — оценка современного состояния арктических экосистем. И на основании этой оценки обеспечение защиты уязвимых популяций, критических мест обитания и разработка превентивных мер по их охране уже на этапе планирования хозяйственной деятельности», — рассказала Елена Лебедева. Такие меры должны полностью исключать негативное воздействие человека на места обитания редких видов, либо сводить его до минимума.
Современные технологии
В своих исследованиях «Роснефть» применяет наиболее современные технологии, такие как авианаблюдение, беспилотные аппараты, миниатюрные трекеры и автономные фотоловушки. Научными партнерами компании в программе выступают Институт проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова Российской академии наук Арктический и антарктический научно-исследовательский институт, Сибирский федеральный университет.
Однако сами полевые экспедиции лишь начало исследований. Обработка результатов ложится в основу серии арктических атласов, которые «Роснефть» с 2016 года публикует совместно с негосударственным институтом развития «Иннопрактика». Всего с 2016 года выпущено шесть изданий, из которых два «Баренцево море» и «Виды — биологические индикаторы состояниях арктических экосистем» изданы в конце 2020 года.
Как отметил начальник отдела инновационных проектов на шельфе «Арктического Научного Центра» Артем Исаченко, атласы составлены с упором на биологическое разнообразие арктического региона и подробно описывают влияющие на него факторы. Как добавил врио директора Института проблем экологии и эволюции Сергей Найденко, фактически это научные издания с востребованными во всем мире результатами. Так в атласе «Баренцево море» собрана подробная информация о фауне и флоре региона, характеристика экологической чувствительности всех берегов российской части моря, а в атласе «о видах» — описано более 60 обитателей северных широт.
«Российская часть Арктики пока исследована меньше, чем в Канаде или на Аляске. Но мы работаем на передовом крае, работы по белым медведям и моржам сейчас в топе научных исследований», — добавил он. К примеру, первая в мире работа по иммунитету белых медведей вышла всего около года назад в Канаде.
«Наши исследования охватывают целый ряд направлений, это и перемещение животных, и распространение различных патогенов в дикой природе, и изучение состояния иммунитета, и оценки динамики численности», — подчеркнул Найденко. Эти данные — неотъемлемая часть мировых данных. И, как добавила Елена Лебедева, именно комплексное изучение данных со всего мира позволяет правильно описать экосистемы, оценить их динамику и влияние на нее человека.
Влияние природных и антропогенных факторов
Точно предсказать, как изменится Арктика, ученые не берутся. Ключевой вопрос в том, чтобы разделить влияние природных и антропогенных факторов. К примеру, изменение климата уже отразилось на появлении у белых медведей заболеваний, переносимых комарами, которые ранее фиксировались только у их южных собратьев. А популяция белой чайки на одном из островов не стала выводить летом 2020 года потомство, так как не имела доступа к кромке льда необходимой для питания. Для ученых это было предвестником того, что в итоге 2020 год стал одним из рекордно теплых в Арктике.
«На такие природные факторы как потепление климата или отступание льдов мы быстро воздействовать не можем», — пояснила научный сотрудник Арктического и антарктического НИИ Мария Гаврило. Кроме того, природные факторы обуславливают высокую изменчивость жизни северных видов. Как пояснила Мария Гаврило, популяция белых чаек может колебаться из года в год от сотни до двух тысяч особей в зависимости от погодных условий. «Но можно контролировать локальные воздействия, снимать те дополнительные риски, которые несет деятельность человека. Учитывать места обитания животных при планировании развития территорий, выводить какие-то районы из прямой хозяйственной деятельности», — отметила она. Мировая практика показывает, что именно тогда достигается минимальное воздействие на окружающую среду.