Минерально-сырьевые центры как драйверы экономического развития Арктической зоны

 

2016520001

Минэкономразвития представило в правительство проект государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Министерство предлагает развивать Арктику через систему так называемых «опорных зон» – проектов планирования и обеспечения комплексного развития арктических территорий, где будут развернуты механизмы государственно-частного партнёрства. Основным механизмом для повышения эффективности проектов должны стать минерально-сырьевые центры (МСЦ). В случае принятия положительного решения и выделения необходимого финансирования, реализация пилотных проектов может быть начата уже в 2018 году.

Основой экономического развития Арктической зоны являются крупные инвестиционные проекты освоения минеральных ресурсов. Часть из них использует для вывоза продукции систему магистральных нефте- и газопроводов, железных дорог, расположенные вне зон досягаемости транспортных магистралей – морскую схему транспортировки, в том числе и через Северный морской путь. Именно необходимость обеспечения круглогодичной деятельности Норильского комбината явилась причиной развития атомного ледокольного флота.

Развитие транспортной инфраструктуры является непременным условием вовлечения ресурсного потенциала Арктической зоны в хозяйственный оборот. В 2010 году при разработке «Стратегии геологической отрасли Российской Федерации на период до 2030 года» Минприроды России был предложен инновационный подход в сфере геологического изучения недр, воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы на основе выделения минерально-сырьевых центров, выделяемых с учетом возможностей транспортной и энергетической инфраструктуры территорий вне зависимости от административно-территориального деления. Здесь нужно подчеркнуть, между концепцией опорных зон и формированием МСЦ нет противоречия. Выделение опорных зон – это механизм, целью которого является объединение проектов, являющихся значимыми для региона и страны. В свою очередь МСЦ – это один из механизмов развития опорных зон (если речь идет о зонах минерально-сырьевой специализации), направленный на эффективное вовлечение в освоение минерально-сырьевого потенциала и повышение рентабельности освоения.

Формирование таких центров проводится в первую очередь с учетом возможностей транспортной и энергетической инфраструктуры территорий. Было дано определение минерально-сырьевого центра (МСЦ) — «совокупность разрабатываемых и планируемых к освоению месторождений и перспективных площадей, связанных общей существующей и планируемой инфраструктурой и имеющих единый пункт отгрузки добываемого сырья или продуктов его обогащения в федеральную или региональную транспортную систему (железнодорожный, трубопроводный и морской транспорт) для доставки потребителям».

С позиции регионов государственное управление пространственным развитием МСЦ обеспечивает решение задач не только развития ресурсной базы (с целью обеспеченности добычи, что является критерием успешности ее освоения) и обеспечивающей инфраструктуры, но и социально-экономического развития регионов – обоснование размещения перерабатывающих производств, инфраструктуры общего назначения – транспортной, энергетической, формирование производственных сил, увеличение поступлений в бюджеты различных уровней и т.п.

Для регионов, которые планируют свое социально-экономическое развитие, надо иметь ясное представление о том, когда и какое месторождение будет введено в разработку, какие предполагаются объемы добычи, какие предполагаемые бюджетные поступления, какие нужны транспортные и энергетические мощности для его развития, какой кадровый потенциал, каким образом это будет интегрировано в общее развитие региона. Ни для кого не является секретом то, что инфраструктура общего назначения (железнодорожный транспорт, энергетическая система — как децентрализованные источники генерации, так и развитие единой системы энергообеспечения), позволит не только значительно снизить удельные расходы на обустройство месторождений различных видов полезных ископаемых, если они предполагаются к освоению в пределах одного региона, но и играет основополагающую роль в развитии всех отраслей региона в целом.

В 2011 году Правительством Российской Федерации была утверждена «Стратегия социально-экономического развития Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года», которая явилась первым документом стратегического планирования, использующим подход комплексного управления развитием минерально-сырьевых центров нефтегазового комплекса крупного региона, в значительной степени расположенного в пределах Арктической зоны Российской Федерации.

Выделенное Минэкономразвития число опорных зон – 8 – достаточно условно и соответствует числу субъектов Федерации, расположенных в Арктической зоне. Очевидно, что будет происходить как дробление зон, так и их укрупнение. Немаловажным обстоятельством является то, что часть МСЦ, являющихся «столпами развития» опорных зон, располагаются одновременно в нескольких регионах. Например, месторождения Ванкорского МСЦ Роснефти расположены в Красноярском крае, а пункт сдачи нефти в систему магистральных нефтепроводов Транснефти – в поселке Пурпе (Ямало-Ненецкий автономный округ). Логистическая схема вывоза продукции Норильска и Новопортовского месторождения включает портовые мощности Мурманска. Эти примеры говорят о том, что развитие МСЦ может быть обеспечено в большинстве случаев за счет широкой межрегиональной кооперации.

Проведенные Минприроды России работы по выделению МСЦ различных видов полезных ископаемых, в том числе в пределах Арктической зоны страны, по разработке подходов к их управлению, оказались как нельзя более востребованы сейчас, обеспечивая возможность применения проектного подхода к управлению социально-экономическим развитием Арктики. В данном контексте «опорные зоны» — это перечень наиболее эффективных для региона и страны инвестиционных проектов, взаимоувязанных по целям, задачам, срокам реализации и финансированию.

В основе развития МСЦ лежит достаточная ресурсная обеспеченность – как действующих, так и проектируемых и планируемых производств. Это определяет необходимость реализации геологической службой комплекса мероприятий, нацеленных на обеспечение развития опорных зон Арктической зоны; первоочередной из которых («пилотной», принята Северо-Якутская).

Можно определить четыре базовых направления работ:

  1. Оценка целесообразности создания перспективных минерально-сырьевых центров в субъектах Федерации Арктической зоны Российской Федерации (анализ предложений регионов) с позиций востребованности видов сырья в соответствии со Стратегией развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации и в соответствии с задачами социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации.
  2. Геолого-экономическая переоценка ресурсов и запасов нераспределенного фонда недр Арктической зоны с учетом развития технологий добычи (переработки), рынков сырья и перспектив развития логистической инфраструктуры.
  3. Дополнение перечня объектов геологоразведочных работ регионального этапа за счет госбюджета с целью обеспечения развития ресурсной базы перспективных минерально-сырьевых центров Арктической зоны.
  4. Дополнение программы лицензирования акватории и суши Арктической зоны с целью обеспечения: а). устойчивого развития базы добычи действующих и проектируемых, создания базы добычи перспективных минерально-сырьевых центров (на основе предложений регионов), включая оценку целесообразности изменения условий оплаты стартового платежа (перенос части платежа на срок добычи) для якорных проектов; б). лицензирования месторождений углеводородного сырья и угля для энергообеспечения проектов освоения твердых полезных ископаемых в удаленных районах с высокой стоимостью поставки энергоресурсов для автономных систем энергообеспечения.

Роснедрами проводится системное геологическое изучение территории страны, включая и исследования Арктической зоны, ее сухопутной и морской части. Однако, выделение минерально-ориентированных опорных зон – Северо-Якутской, Таймыро-Туруханской, Чукотской и других, со сложившимся числом инвестиционных проектов ресурсной направленности, требует концентрации работ по обеспечению базы добычи действующих, строящихся и планируемых МСЦ в первую очередь этих опорных зон.

Работы по ресурсному обеспечению МСЦ опорных зон российской части Арктики должны рассматриваться как неотъемлемый элемент государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу».

Автор: Михаил Григорьев, член рабочей группы «Социально-экономическое развитие» Государственной комиссии по вопросам развития Арктики, академик РАЕН

 



Print This Post Print This Post
©2017 Pro-arctic.ru