Ледяное спокойствие.

«Сибирская нефть», приложение «Экология», №104, сентябрь 2013 г.

Арктика – одна из самых хрупких экосистем планеты, прибежище редких птиц и животных, здесь зарождаются косяки промысловых рыб, спускающихся затем в более низкие широты. Нарушение природного равновесия в регионе может обернуться большими проблемами для всей планеты и тем более – для приарктических стран. И все же вот уже несколько сот лет человечество стремится покорить неприступную ледовую пустыню.

Международная защита.

Любая производственная деятельность несёт в себе определённые риски для окружающей среды. В отношении Арктики эти риски были сформулированы Организацией объединённых наций (ООН). Сюда вошли изменение климата и таяние арктических льдов; сокращение популяции арктических животных и изменение их среды обитания, возможность загрязнения северных морей стоками и разливами нефти и других опасных химических соединений. Для мониторинга ситуации в регионе в 1991 г. восемь арктических стран – Канада, Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Российская Федерация, Швеция и США приняли Стратегию по защите окружающей среды Арктики (AEPS). Спустя пять лет министерства иностранных дел стран арктического региона подписали Оттавскую декларацию и образовали Арктический совет. В 2011 г. участники совета подписали соглашение о сотрудничестве в авиационном и морском поиске и спасении в Арктике, в мае 2013го – соглашение о защите арктических морей от разливов нефти.

Конечно, никакие соглашения, если они не подкреплены делом, не могут снизить экологические риски. В России к таким конкретным делам можно отнести открытие 20 августа 2013 г. в НарьянМаре первого в стране аварийноспасательного центра. Центр создан для экстренного реагирования на любую чрезвычайную ситуацию в арктической зоне. Его специалисты также будут вести мониторинг Северного морского пути и работу нефтегазовых магистралей.

Предотвращение загрязнения окружающей среды стало одним из главных требований к технологическому процессу строительства скважин. Основными источниками загрязнения здесь считаются буровые растворы, шлам, буровые сточные воды, продукты освоения скважин, горюче-смазочные материалы, продукты сгорания топлива при работе двигателей и котельных, бытовые отходы. Уменьшить количество отходов и вредных выбросов в атмосферу позволяют современные технологии бурения, также подразумевающие рациональное использование воды, её переработку и повторное использование в технологических процессах, организованный сбор всех видов отходов.

Богатая, богатая Арктика.

Хотя Арктика занимает всего около 6% земной поверхности, по разным оценкам, здесь залегает от 20 до 30% мировых запасов углеводородов. Первооткрывателем арктических подземных богатств стал Советский Союз. Ещё в 1962 г. на Тазовском полуострове в Обской губе было открыто Ямбургское нефтегазоконденсатное месторождение, разработка которого началась лишь 20 лет спустя. В 1967 г. на Аляске открыли газонефтяное месторождение ПрудоБей (Prudhoe Bay). Так было положено начало арктической гонке за углеводородами.

Всего за полярным кругом нашли 61 крупное месторождение нефти и газа. В 2008 г. Геологическая служба США (USGS) опубликовала результаты исследования арктических запасов. По оценкам американцев, наиболее крупные месторождения могут содержать примерно 90 млрд баррелей нефти, 1,669 трлн куб. м газа и 44 млрд баррелей газового конденсата, что приравнивается к 13% общемировых неразведанных запасов нефти и 30% неразведанных запасов газа.

Неудивительно, что эти цифры вдохновили большинство мировых нефтегазовых концернов на поход в Арктику. И здесь возникли две противоположные тенденции. Часть компаний, проведя разведочное бурение и инвестировав в этот процесс приличные суммы, решила временно отказаться от дальнейших разработок в Арктике. В частности, работы на Аляске на неопределённое время отложили Shell и BP, мотивировав своё решение слишком высокими экологическими рисками и издержками на соблюдение экологических стандартов. В то же время норвежская Statoil собирается вкладывать в разработку месторождений в Баренцевом море всё большие средства и по праву считается самой опытной в арктической добыче. Оценивая экологические риски при добыче в Арктике, норвежцы в первую очередь говорят о том, что современные технологии позволяют сделать добычу максимально безопасной. «Добывать нефть в Баренцевом море у берегов Норвегии сегодня легко и просто. Но 20 лет назад всё было иначе», – говорит директор по геологоразведке Statoil Тим Додсон. Его поддерживает и глава МИД Норвегии Эспен Барт Эйде. «Новая техника для подводной добычи полезных ископаемых в Арктике делает её значительно более надёжной», – заявил он в интервью журналу Der Spiegel.

Именно на надёжность техники в первую очередь рассчитывают и российские компании, собирающиеся осваивать арктический шельф.

Безопасная «Приразломная».

По информации Русского географического общества (РГО), Россия обладает наибольшими запасами углеводородов в Арктической зоне. В районах, которыми она уже владеет и на которые претендует, находится более 250 млн баррелей нефти и газа в нефтяном эквиваленте, что составляет 60,1% всех запасов Арктики, сообщают в РГО. Ключевым отправным пунктом в промышленном освоении арктического шельфа в России можно считать 2011 г., когда в Печорском море была установлена первая российская морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП) для освоения нефтяного месторождения Приразломное. Компаниейоператором в этом проекте выступает «Газпром нефть шельф».

Prirazlontaya_Platforma_x660

Экологическая безопасность МЛСП «Приразломная» – одна из главных и важнейших задач, которую пришлось решать при производстве, установке, а в дальнейшем – эксплуатации платформы. Минимизация рисков, связанных с разливом нефти или других вредных веществ, идёт в нескольких направлениях. Что касается функционирования самой платформы, то здесь предусмотрен так называемый нулевой сброс. В начальный период эксплуатации он будет допускать выброс в Печорское море лишь воды для пожаротушения из системы объёмного затопления, воды из систем охлаждения технологического оборудования и очищенных хозяйственнобытовых стоков. Использованный буровой раствор, шлам и другие технологические отходы будут закачиваться в специальную поглощающую скважину, а собранные дренажной системой и очищенные масло/нефтесодержащая вода, загрязнённая дождевая вода и снег — закачиваться обратно в пласт. Остальные отходы (тара, ртутные лампы, аккумуляторы и др.) будут вывозиться на берег. Предотвращение разливов нефти из скважины обеспечивается современным противовыбросовым оборудованием, аварийной системой прекращения добычи нефти, средствами внутрискважинного контроля и клапанами-отсекателями, перекрывающими скважину в случае любых сбоев в системе.

Система хранения нефти на платформе организована по принципу «мокрого» способа размещения сырья в резервуарах: нефть, поступающая в хранилище, вытесняет балластную воду, которая откачивается в систему очистки нефтесодержащей воды для последующей закачки её в пласт. При откачке нефти в танкер происходит замещение нефти балластной водой из хранилища забортной воды. Таким образом, хранилище нефти постоянно заполнено жидкостью. Это обеспечивает дополнительную безопасность объекту, так как исключает попадание в ёмкости кислорода и образование взрывоопасной среды. Также разработан подробный план ликвидации аварийных разливов нефти (ПЛАРН), в рамках которого рассмотрены различные сценарии рисков, включая сценарий самого крупного из возможных разливов нефти – в 10 тыс. т (это сценарий разлива из двух смежных отсеков челночного танкера); произведён расчёт сил и средств для формирования аварийных подразделений; организованы и оснащены собственные профессиональные формирования по локализации и ликвидации аварийных ситуаций, в том числе разливов нефти; организована работа с государственными профессиональными формированиями для ликвидации аварийных ситуаций.

В свою очередь, «Газпром нефть» планирует сделать важный шаг на пути к безопасному освоению арктических запасов – технологически организационный. Осознание ответственности перед будущими поколениями, подкреплённое возможными финансовыми и имиджевыми потерями, подвигло девять нефтегазовых гигантов запустить проект по совместной разработке современных технологий по предотвращению и ликвидации разливов нефти в Арктике под эгидой Международной ассоциации производителей нефти и газа (OGP). Этот проект, названный Совместной отраслевой программой развития технологий для предотвращения разливов нефти в Арктике (СОП), позволит расширить имеющиеся в отрасли знания и навыки по ликвидации нефтяных разливов, продемонстрировать заинтересованным сторонам экологическую и социальную ответственность компаний. В ходе СОП будет проведён ряд перспективных исследовательских проектов.

В качестве спонсоров СОП выступают BP, Chevron, ConocoPhillips, Eni, ExxonMobil, NCOC, Shell, Statoil, Total (с долевым участием около 1,5 млн долларов США за четыре года на каждого участника). В этом году специалисты департамента производственной безопасности «Газпром нефти» инициировали процесс присоединения компании к СОП. Участие в проекте позволит «Газпром нефти» стать первой из российских компаний, работающих над проблемами экологии в Арктике наравне с крупнейшими международными холдингами, а также получить доступ к самым передовым технологиям, повышающим экологическую безопасность производственной деятельности в арктическом регионе.

Генеральный директор «Газпром нефть шельф» Александр Мандель: «“Газпром нефть шельф” приняла от генерального подрядчика в управление морскую ледостойкую стационарную платформу (МЛСП) «Приразломная». Теперь мы полностью отвечаем за то, что происходит на платформе, и мы готовы нести эту ответственность. Работа в Арктике началась ещё в Советском Союзе, поэтому нельзя сказать, что мы начинаем с нуля, и у нас нет опыта. Свыше 15 лет на шельфе идёт большая работа, итогом которой стал в том числе и запуск «Приразломной». Хочется особо отметить: несмотря на то, что у нас создана система ликвидации возможных разливов нефти, на платформе предусмотрено всё для недопущения аварийных ситуаций. Мы полностью отдаём себе отчёт, что нам придётся работать в сложном и уязвимом регионе. Мы никоим образом не хотим нанести вред природе, и это не вопрос возможных финансовых потерь. Это вопрос общечеловеческих ценностей, на которые мы ориентировались и будем ориентироваться впредь».

/www.gazprom-neft.ru/



Print This Post Print This Post
©2019 Pro-arctic.ru