Стремительное изменение климата требует более тесного сотрудничества служб береговой охраны в Арктике

coastguard.officers-as

Директор отдела экономического и промышленного анализа Службы береговой охраны Канады Роберт Брукс считает, что существует распространённое заблуждение о том, что изменение климата и таяние льдов повышают безопасность мореплавания.

«Но на самом деле это не так, ― рассказал Брукс Eye on the Arctic в телефонном интервью из Оттавы. ― По мере таяния льдов, климатических сдвигов и более экстремальных погодных условий мореплавание в Арктике фактически становится более сложным».

Хотя в результате потепления климата увеличивается продолжительность периодов безо льда, оно также приводит к доступу на акватории, которые не до конца изучены картографами и меньше подходят для судоходства, сказал Брукс, отвечающий в канадской береговой охране за национальную и международную стратегию работы в Арктике.

«Поэтому моряки могут оказываться в более опасных районах», ― рассказал Брукс.

По его словам также из-за таяния льдов, в частности в южной части Северо-западного прохода, ускоряется чередование образования ледовых полей.

«Чистая вода может очень-очень быстро превратиться в сплошной лед, ― рассказал Брукс. ― Поэтому для нас риск фактически повышается».

Быстро растущее число круизных лайнеров, частных яхт, сухогрузов, танкеров и других гражданских и военных судов, проходящих транзитом по Арктике, заставляет задумываться о путях объединения ресурсов, чтобы иметь возможность реагирования на чрезвычайные ситуации в водах Арктики.

Объединение ресурсов

В 2015 году во время председательства США в Арктическом совете восемь приполярных стран договорились о создании Арктического форума береговых охран (АФБО), объединяющего службы береговой охраны приполярных стран на основе консенсуса, для совместного решения задач в Арктике, в частности, поиска и спасения, реагирования на чрезвычайные ситуации и преодоления льдов.

АФБО стал одним из основных примеров аптолитичного прагматического сотрудничества между государствами Арктики, говорят эксперты.

«Работая с семью другими странами, мы выстраиваем наши общие интересы, ― сказал Брукс. ― Мы участвуем в этом форуме, чтобы оценить и расширить возможности для совместной работы при поиске и спасении, реагировании на экологические угрозы, и повысить эффективность подобного реагирования благодаря сотрудничеству».

По словам Брукса, участие в АФБО дает приполярным странам возможность лучше понять возможности друг друга и подходы к работе и оценить, что каждая из стран может предложить в случае крупной чрезвычайной ситуации, для которой потребуется объединение ресурсов всех стран-членов.

«Это дает нам возможность обмениваться знаниями, это дает нам шанс учитывать возможности друг друга при реагировании,  ― сказал Брукс. ― Очевидно, что ни одна из стран не сможет в одиночку провести крупную поисково-спасательную операцию в Арктике или отреагировать на широкомасштабное загрязнение природной среды».

Поэтому такое сотрудничество важно не только для отдельных государств, но и для обеспечения коллективных интересов в Арктике, сказал Брукс.

Арктические учения

Для достижения этих целей АФБО проводит как командно-штабные, так и полевые учения.

На прошлой неделе представители служб береговой охраны Дании, Исландии, Канады, Норвегии, Российской Федерации, Соединенных Штатов, Финляндии и Швеции собрались в финском Оулу в рамках ежегодных встреч экспертов и руководителей АФБО.

Брукс, вошедший в состав канадской делегации на заседаниях АФБО в Оулу, сказал, что саммит в Финляндии стал возможностью провести анализ и извлечь уроки из первых полевых учений.

Учения под названием Arctic Guardian («Арктический страж») с участием судов береговой охраны Канады, Дании, Исландии, Норвегии и США состоялись в сентябре 2017 года у побережья Исландии.

Извлекли уроки

Уроки Arctic Guardian будут учтены при проведении следующих поисково-спасательных учений, запланированных на начало 2019 года у побережья Финляндии, которая в 2017 году приняла двухлетнее председательство в Арктическом совете и АФБО.

«Например, общение на английском языке», ― сказал Брукс.

«В теории все кажется простым, но когда идет живое общение с представителями других стран, для которых английский язык неродной, это подчеркивает рельную важность четкого произношения при общении по радио, это подчекивает реальную важность использования единой терминологии, потому что когда речь идет о жизни и смерти, или прямых указаниях, мы должны быть уверены в том, что все всё одинаково понимают».

Еще один важный урок Arctic Guardian ― это то, как определять командира операцией на месте происшествия и создавать группы для эффективного реагирования, сказал он.

«Такие вещи, как методы сбора оперативных сводок и докладов, чтобы у всех была единая оперативная картина, ― сказал Брукс. ― Комбинирование ресурсов разных стран и их эффективное использование ― по этим вопросам был получен очень ценный опыт».

По ловам Брукса, участники учений также поличили возможность узнать, какие модели вертолетов, используемые каждой из стран, способны осуществлять посадку на суда других стран.

Готовность к разливам нефти

Заседание экспертов и руководителей АФБО совпало со встречей Рабочей группы по предупреждению, готовности и ликвидации чрезвычайных ситуаций Арктического совета (EPPR) и учениями по ликвидации разливов нефти в условиях Арктики, организованными Институтом охраны окружающей среды Финляндии совместно с Службой береговой охраны Швеции.

По словам исполняющего обязанности руководителя группы аварийной готовности и реагирования Береговой охраны Канады Дэна Коуэна, сбор нефти в ледовых условиях представляет особые сложности.

«Например, очень сложно использовать боны, когда вокруг плавает лёд, ―  сказал Коуан. ― Есть сложности, связанные с тем, что нефть прилипает ко льду, а также есть опасность ее ухода под лед, откуда ее гораздо сложнее достать».

По словам Коуэна, семинар, командно-штабные и поисково-спасательные учения дали прекрасную возможность познакомиться с некоторыми образцами передовых технологий, разрабатываемых для борьбы с разливами нефти в Арктике или на покрытых льдом акваториях.

«Мы многое узнали, ознакомившись с применением передового оборудования в ледовых условиях, ― рассказал Коуэн. ― На этих учениях использовалось много нового оборудования, включая беспилотные летательные аппараты и щетки для сбора нефти, специально подготовленные для использования в ледовых условиях».

Коуэн, входящий в группу экспертов по реагированию на чрезвычайные ситуации экологического характера на море рабочей группы EPPR, встреча которой состоялась в Оулу, принял участие в командно-штабных учениях, начавшихся еще до приезда экспертов в Оулу.

«Эти учения интересны с точки зрения проверки процедур, порядка действий, практических руководств при осуществлении коллективного реагирования в нескольких населенных пунктах Арктики в случае разлива нефти», ― сказал Коуэн.

Канада также предоставила для учений своего главного эксперта по борьбе с разливами нефти д-ра Кена Ли и один из самолетов воздушной разведки Министерства транспорта Канады, сказал Коуэн.

«Мы прошли по всей процедуре привлечения сил и средств, но не мобилизовывали их, поскольку это были командно-штабные учения», ― добавил он.

Пока неясно направит ли канадская береговая охрана свое судно для участия в учениях у берегов Финляндии в 2019 году, но совершенно очевидно, что Канада направит туда ряд своих главных экспертов, сказал Брукс.

/thebarentsobserver.com/



Print This Post Print This Post
©2018 Pro-arctic.ru