«Звезда» выйдет на шельф после 2025 года

297296

Возможность производства высокотехнологичной шельфовой техники на верфи «Звезда» продолжает вызывать вопросы в правительстве. Как выяснил «Ъ», сами участники консорциума по строительству верфи тоже не рассчитывают выпускать крупнотоннажные танкеры и газовозы высокого ледового класса в ближайшее время.

«Ъ» удалось ознакомиться с наиболее актуальной моделью загрузки и финансирования строящейся верфи «Звезда». Ее подготовили Минпромторг и «Роснефть» к совместному заседанию межправкомиссий по импортозамещению и социально-экономическому развитию Дальнего Востока, которое состоится 18 декабря. Из документов следует, что сейчас прогнозный заказ судов и шельфовой техники на «Звезде» до 2030 года оценивается в 116 единиц. Основной объем должна обеспечить «Роснефть». Но в ближайшие годы загрузка будет невелика — в 2018 году планируется построить плавдок и верхнее строение морской буровой установки, на 2019 год запланирована сдача четырех судов снабжения и двух судов-складов ледокольного класса.

Сдавать высокотехнологичные суда для перевозки нефти и газа «Звезда» начнет только через десять лет. В 2024-2025 годах должны быть сданы 24 крупнотоннажных танкера Aframax и 20 универсальных судов снабжения. В 2027 году «Звезда» может построить 11 газовозов СПГ или танкеров Aframax высокого ледового класса Arc7. Потенциальными проектами для использования танкеров ледового класса могут быть Долгинское шельфовое месторождение в Печорском море («Газпром нефть») и месторождение Победа в Карском море («Роснефть»), освоение арктического побережья и прибрежной зоны Восточной Сибири («Роснефть», ЛУКОЙЛ), проекты на глубоководном шельфе Сахалина. Кроме того, как танкеры (под газовый конденсат), так и газовозы усиленного ледового класса необходимы будут НОВАТЭКу для его СПГ-проекта на Гыдане.

Впрочем, пока реальность производства высокотехнологичной шельфовой техники на «Звезде» вызывает много вопросов у участников рынка и профильных ведомств. Вчера «Интерфакс» со ссылкой на собственный источник сообщил, что Минэнерго в письме Росимуществу «критично высказалось» о возможностях отечественного судостроения, отметив, что «наиболее плачевная ситуация с танкерами-газовозами СПГ». О том, что газовозы и тяжелые нефтяные танкеры — «не та номенклатура, на которую должны рассчитывать наши судостроители», говорил «Ъ» в ноябре 2014 года и глава Минпромторга Денис Мантуров. Он отмечал, что «Звезду» можно сделать «более компактной» и скорректировать ее производственную программу. Источники «Ъ» в судостроительной отрасли тоже отмечают, что «в условиях санкций получить технологии для строительства газовозов сложно» и «для рынка остается более логичным размещать заказы на южнокорейских верфях, например DSME».

Надежда Малышева из PortNews отмечает, что «определенности, под какие именно шельфовые проекты будут строиться газовозы и танкеры, сейчас, очевидно, нет и сдача судов намечена на отдаленные сроки не только из-за достройки «Звезды», но и из-за неопределенности с их заказом». Эксперт подчеркивает, что «Роснефть» «не раз декларировала строительство танкеров и газовозов, снять их сейчас из плана производства будет сложно». При этом, по мнению госпожи Малышевой, несколько заявленных на ближайшее время судов-снабженцев не обеспечат полноценную загрузку верфи.

/kommersant.ru/



Print This Post Print This Post
©2019 Pro-arctic.ru