WWF: «Крайне слабое регулирование судоходства на Северном морском пути может привести к новым авариям».

Полторы недели спустя после аварии танкера Nordvik, Всемирный фонд дикой природы (WWF) направляет в МЧС РФ замечания к проекту постановления Правительства РФ о правилах предупреждения и ликвидации аварийных нефтеразливов. Проект Правил отменяет необходимость разработки таких планов для судов и организаций, транспортирующих нефть и нефтепродукты по воде. По мнению WWF, это недопустимо. Кроме того, в постановлении недостаточно проработаны вопросы, связанные с предотвращением и ликвидацией разливов нефти в ледовых условиях.

Nordic_Tanker_x660

Активное развитие Северного морского пути и последняя авария с танкером Nordvik – напоминание о необходимости максимально тщательной разработки «правил планирования и осуществления мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, обусловленных разливами нефти и нефтепродуктов, и их ликвидации» (планы ЛАРН).

4 сентября в проливе Матисена к северу от Таймыра судно Nordvik типа река-море под российским флагом столкнулось с льдиной, получило пробоину и стало набирать воду. По мнению WWF, один из важных факторов, который привел к аварии, – крайне слабое регулирование деятельности на Северном морском пути. Судно с опасным грузом вышло в Арктику, в район с изменчивой ледовой обстановкой, без достаточной ледовой защиты и без сопровождения. «Вывод один – если Северный морской путь рассматривается в качестве стратегического транспортного направления, то необходим скорейший, кардинальный пересмотр правил плавания в его акватории с учетом жесточайших требований по защите окружающей среды, мониторингом транспортной ситуации и инструментами воздействия на нарушителей, – считает руководитель программы по экологической политике нефтегазового сектора WWF России Алексей Книжников. – В противном случае в этом регионе всё чаще можно будет встретить суда, которые в надежде получить экономическую выгоду фактически ставят под угрозу безопасность как людей, так и окружающей среды».

Также WWF предложил включить в состав Планов ЛАРН обязательную разработку карт уязвимости, которые содержат данные о местах обитания и миграции животных, прежде всего занесенных в Красные книги, особо охраняемых природных территориях, других ценных природных комплексах и экосистемах, и должны учитываться при разработке мер по предупреждению разливов нефти.

Напомним, 4 сентября танкер Nordvik класса река-море, при плавании без ледокольного сопровождения по Северному морскому пути с грузом дизельного топлива, в нарушение разрешения от Администрации Севморпути, вошёл в район средней сплочённости льдов, где столкнулся с льдиной и получил пробоину. На данный момент топливо перегружено на другой танкер, и оба судна следуют за ледоколами в порт.

В прежние годы проводки таких судов, как Nordvik, арктическими маршрутами готовились с осени до весны с составлением проекта перегона, подготовкой экипажа. Суда составлялись в караваны и шли в сопровождении одного или нескольких ледоколов и только по чистой воде. Караван сопровождали самолёты ледовой разведки и в случае смены ветра или других причин, по которым лёд вторгался по курсу движения, караван распределяли по бухтам вдоль побережья.

Основанием для разработки постановления Правительства РФ о правилах предупреждения и ликвидации аварийных нефтеразливов стал в том числе Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. № 287-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации» и Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (т.н. закон о защите морей от нефтяного загрязнения, в поддержку которого WWF собрал 120 тыс. подписей в рамках Часа Земли 2012).

/WWF/



Print This Post Print This Post
©2019 Pro-arctic.ru