Итоги форума «Арктические проекты: сегодня и завтра»

42

 

29-30 октября 2015 года в Архангельске прошел III Международный форум «Арктические проекты: сегодня и завтра», объединивший более 250 участников – представителей российских компаний, органов федеральной и региональной власти, научно-образовательных учреждений. Организаторами этого, уже ставшего традиционным, мероприятия выступили Правительство Архангельской области, Ассоциация поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие» и Северный Арктический федеральный университет (САФУ)

 В выступлениях и панельных дискуссиях архангельского форума приняли участие руководители и представители ведущих российских компаний, предприятий и учреждений, чья деятельность тесно связана с промышленным освоением Арктики. Среди них: ОАО Ямал «СПГ», ОАО НК «Роснефть», ПАО «Газпром», ОАО «Газпром-нефть», ООО «Газпром нефть шельф», «ОАО «Газпромнефть-Сахалин», ФГУП «Атомфлот», ОАО «Ямальская железнодорожная компания», ОАО «МК «Белкомур», АО «Межрегионтрубопроводстрой», ООО «Морстройтехнология», ФГКУ «Администрация Севморпути» и другие.

Ключевая позиция правительства Архангельской области по участию Поморья в арктических проектах была представлена в докладе Министра экономического развития и конкурентной политики Виктора Иконникова. Он подчеркнул, что Архангельская область — самый северный субъект РФ, в её состав входят архипелаги Новая Земля и Земля Франца-Иосифа, наиболее близкие к Северному полюсу российские арктические территории. Через столицу Поморья проходит самый короткий транспортный маршрут между центральными регионами страны и Северным морским путём. Короткое железнодорожное и автомобильное «плечо» доставки грузов в Архангельск максимально сокращает завоз грузов в Арктику. Благодаря этому, сегодня почти все каботажные арктические грузоперевозки по Севморпути осуществляются через Архангельск.

Контейнерная линия

Выступивший на форуме руководитель ФГКУ «Администрация Северного морского пути» Александр Ольшевский озвучил инициативу по включению Архангельска в новый проект по созданию арктической контейнерной линии с Петропавловском-Камчатским. Дело в том, что Архангельск — единственный арктический порт, в котором есть работающий контейнерный терминал. Факт, что большая часть генеральных грузов по Севморпути перевозится в контейнерах и упаковке, а пропускная способность архангельского контейнерного терминала 75000 TEUs в год. Этого, при наличии грузовой базы Севморпути, вполне достаточно для начала работы арктической контейнерной линии.

Вопрос наполнения грузовой базы Севморпути стал одной из главных тем форума. Эксперты одобрили проект доставки рыбы с Дальнего Востока в Архангельск. Отсюда, в обратном направлении, чтобы не идти домой в балласте, суда могут вывозить пиломатериалы архангельского лесопромышленного комплекса. Сотни тысяч тонн продукции архангельского ЛПК ежегодно экспортируются в страны АТР через порты Балтики и Суэцкий канал. Но часть этой продукции можно отправлять на Тихий океан по более короткому Севморпути. Если организовать перевозки генгрузов большими судовыми партиями по 15 тысяч тонн то, как считают специалисты, завоз многих других товаров из центральной России в Петропавловск-Камчатский будет выгоднее осуществлять не через Сахалин, а через Архангельск.

Поставки гарантированы

Также через Архангельский порт динамично растет грузопоток строительных материалов и генеральных грузов для возведения объектов инфраструктуры и нефтегазовых проектов.

Наряду с Архангельским морским торговым портом, который является базовым по перевалке грузов для строительства завода по сжижению природного газа в порту Сабетта на Ямале, в последние годы энергично переваливает каботажные грузы Архангельский речной порт (АРП), который, в частности, является основным поставщиком высококачественного строительного песка для проекта «Ямал СПГ». В 2016 году АРП откроет новый перевалочный терминал. Он будет принимать морские суда усиленного ледового класса Arc5 с осадкой до 7,5 м.

Другие крупные компании сегодня также приходят в Архангельск. Они создают здесь новые стивидорные и сервисные площадки, переориентируют свои терминалы для перевалки арктических грузов и налаживают собственное производство промышленной продукции для нефтегазовых проектов.

В ходе форума его участники побывали на объектах ООО «МРТС-Терминал», где на территории порта сегодня создан транспортно логистический комплекс, а также формируется локализованное производство крупногабаритных металлических модулей для поставок на промышленные объекты в Арктике. В целом, сегодня более 100 предприятий Поморья являются подрядчиками и поставщиками строительства завода по сжижению газа в проекте Ямал СПГ, возведения гидротехнических сооружений в порту Сабетта, и других объектов. Региональные компании производят железобетонные ростверки и металлоконструкции, поставляют строительные материалы и своих высококвалифицированных специалистов на объекты строительства в Арктике.

Поставщики из Архангельской области заинтересованы в развитии не только Северного морского пути, но и в реализации крупнейшего в России железнодорожного проекта Северный широтный ход (СШХ). Выступивший на форуме гендиректор ОАО «Ямальская железнодорожная компания» Яков Крафт напомнил его участникам, что развитие железнодорожного транспорта в Арктической зоне включает Северную железную дорогу (СЖД), которая связывает промышленный центр Архангельск/Северодвинск с Полярным Уралом и Ямалом. Магистраль СЖД позволяет поставлять на объекты СШХ высококачественные металлоконструкции, стройматериалы и другие грузы из промышленного Поморья в эти регионы.

Базовая точка роста

«Вклад архангельских предприятий в арктические проекты может быть увеличен, — отметил министр экономического развития и конкурентной политики Архангельской области Виктор Иконников. — Например, «Центр судостроения «Звездочка» обладает  свободными мощностями в Северодвинске, а также филиалом в Архангельске, и имеет возможность подготовить производство для строительства верхних строений морских платформ для следующего за Ямал СПГ проекта – Арктик СПГ2. Потенциал компаний поставщиков может быть востребован и при строительстве Кольской верфи в Мурманской области, где будет осуществляться сборка платформ, и в других арктических проектах. В Архангельской области может быть запущено производство конструкций для нефтегазовой промышленности и гражданское судостроительное производство. Здесь логистически выгодно размещать базы обеспечения и сервиса для нефтегазовых и иных проектов.

Наиболее важные предложения выступивших на форуме экспертов были отражены в его резолюции, и, должны стать объектом для тщательного анализа в правительстве РФ и Государственной Комиссии по развитию Арктики.

Подводя итоги форума, его участники отметили, что успешное развитие нефтегазовых и инфраструктурных проектов в Арктике возможно только с активным участием промышленного транспортного и кадрового потенциала северных регионов. В Архангельской области имеются все предпосылки для реализации целого ряда современных производственных направлений и проектов. И в перспективе выиграют те предприятия, которые разместят свои производства, стивидорные площадки и флот в Архангельске – базовой точке промышленного роста и логистики в Арктической зоне России.



Print This Post Print This Post
©2017 Pro-arctic.ru