Латвия выходит в Арктику

containervessel-coscon.fr_

Группа финских ученых и предпринимателей разработала новый путь для транзитных грузов из Китая — арктический. Маршрут должен пройти и через Латвию

Идея на три миллиарда

Как сообщает базирующееся в Гонконге издание  Asia Times, финская идея состоит в том, чтобы соединить Китай и Европу посредством Северного Ледовитого океана. Этот план, полагают в Хельсинки, может органично встроиться в китайские проект «Один пояс, один путь», который сейчас с таким рвением продвигает Пекин. Цена вопроса — 3 млрд евро, для Китая — сущие копейки.

Согласно плану товары из Китая на судах доставляются в арктический норвежский порт Киркенес, перегружаются в вагоны и отправляются далее на юг, в Финляндию, с ответвлениями в другие Скандинавские страны. Из Хельсинки грузы идут основным маршрутом на юг через Эстонию, Латвию, Литву и Польшу и далее — во все другие страны ЕС и не только.

Россию не объехать

Кроме товаров из Китая, этот маршрут может быть использован и для доставки на Запад российских углеводородов, добываемых на севере РФ. Тающий арктический лед уже сейчас позволяет доставлять танкерами сжиженный газ российского проекта «Ямал СПГ», в рамках которого строится завод по производству сжиженного природного газа (СПГ) мощностью около 16,5 млн тонн в год на ресурсной базе Южно–Тамбейского месторождения, что на полуострове Ямал, на берегах Карского моря.  Кстати, китайские компании и банки тоже участвуют в этом проекте.

Кроме того, финский коридор легко будет подключить и к российской железнодорожной системе, соединенной с китайской. Благо Финляндия и Россия имеют общую границу, в том числе и рядом с портом Киркенес.

Как рассказал представитель проекта Арктического коридора Тимо Лохи, Киркенес — ближайший западный порт от Китая, и он незамерзающий. Другой путь в Европу из Китая — через Индийский океан и Суэцкий канал — на четверть длиннее.

По словам Лохи, этап планирования  Арктического коридора может занять около 10 лет, а строительные работы по подгонке существующей инфраструктуры к нуждам проекта могут стартовать в начале 2030–х годов.

У Латвии свой интерес

Asia Times знает и о латвийских амбициях в области транзита, и о желании встроиться в «Один пояс, один путь». Издание называет Латвию серьезным игроком, так как у нее общая граница с Россией и развитая транспортная инфраструктура, созданная еще при СССР. Именно поэтому между Ригой и китайским городом Иу уже курсирует грузовой поезд. Пока, правда, их было только несколько, и, как полагают эксперты, железнодорожные перевозки — не самый перспективный вид транспорта для сообщения между Китаем и Европой. Без задействия морского транспорта новый Шелковый путь не будет слишком рентабельным.

«В прошлом году в Европу прибыло из Китая 20 000 контейнеров. Такое количество контейнеров берет на борт одно судно. Судоходство остается значительно более выгодным способом доставки грузов», — говорит Дэвид Доллар, исследователь из Брукингского института в Вашингтоне.

Трудностей целый вагон

Другие эксперты указывают, что проекты типа Арктического коридора пока только на бумаге и при реализации столкнутся с рядом серьезных трудностей.

Так, по словам Адама Лаженесса, эксперта по вопросам безопасности в Арктике, при нынешних ценах на нефть российские месторождения на Крайнем Севере нерентабельны. В течение ближайших 20 лет эта проблема усугубится — западные страны начнут массовый переход на электротранспорт.

Реализации проекта мешает и политическая напряженность в отношениях между Западом и Россией, причем именно страны Скандинавии и Прибалтики как и раз находятся на острие этого противостояния.

Пока же, напомним, латвийские чиновники пытаются сделать Латвию перевалочным пунктом на сухопутном варианте пути из Китая в Европу, предлагая китайским партнерам использовать Рижский порт. Но пока не очень удачно. Китайцы завершают строительство крупного логистического центра «Большой камень» под Минском, а не под Ригой. Именно через Беларусь лежит кратчайший железнодорожный маршрут в страны ЕС. Теоретически Рига могла бы стать хабом на пути китайских товаров в страны Скандинавии, но пока все выглядит так, что КНР собирается выбрать для этих целей литовскую Клайпеду, которая и к Минску поближе, и китайцам готова предложить более  гибкие условия в области тарифов на перевалку.

/www.telegraf.lv/



Print This Post Print This Post
©2017 Pro-arctic.ru