Правительство Мурманской области о составе Арктической зоны РФ.

Murmansk_x300Министерство юстиции Мурманской области распространило открытое обращение правительства региона по вопросу о составе Арктической зоны. «Арктика сегодня – это обширный и особый регион мира, привлекающий к себе всё более пристальное внимание государств, имеющих прямой выход в арктические моря и в Северный Ледовитый океан, и мирового сообщества в целом. Для России природно-ресурсный и экономический потенциал Арктической зоны играет важнейшую роль в развитии национальной экономики и устойчивом развитии регионов РФ, расположенных в этой зоне.

Ранее основы государственного регулирования на Севере устанавливались Федеральным законом от 19.06.96 № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации», согласно которому государственная политика была нацелена на предотвращение социального кризиса, а не на активную политику развития региона. Данный Федеральный закон с 1 января 2005 г. признан утратившим силу в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ. Таким образом, в настоящее время отсутствует законодательно утверждённая система мер по социально-экономическому развитию Севера и, соответственно, Арктической зоны Российской Федерации, правовое регулирование развития районов Севера решает лишь отдельные вопросы, преимущественно социального характера.

В целях совершенствования законодательного регулирования регионального развития Арктической зоны ведётся совместная работа с участием Минрегиона РФ, Минэкономравития РФ, Минобороны РФ, МЧС России, Росгидромета и других федеральных ведомств, приарктических субъектов РФ, общественных и научных организаций по подготовке большого пакета нормативных правовых актов, касающихся российских интересов в Арктике, включая проект федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации».

При этом определение и нормативное правовое закрепления внутренней границы Арктической зоны России является важнейшим вопросом. В настоящее время понятие Арктической зоны России, определённое Основами государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу, утверждёнными Президентом РФ 18.09.2008 Пр-1969, не позволяет составить исчерпывающий перечень входящих в Арктическую зону России административных или муниципальных образований. Это препятствует разработке и осуществлению необходимых мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие Арктики как особого объекта государственного регулирования, затрудняет ведение единой государственной региональной политики вдоль всего российского побережья Северного Ледовитого океана.

Разработка проекта нормативного правового акта Правительства РФ о составе Арктической зоны Российской Федерации поручена Минрегиону РФ при участии соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Губернатором и Правительством Мурманской области в Правительство РФ, в Минрегион РФ, а также губернаторам всех приарктических субъектов РФ были направлены обращения с выражением своей позиции по вопросу формирования состава Арктической зоны Российской Федерации на основе исключительно комплексного подхода, который выражается в использовании общепринятого в международном сообществе политико-географического критерия – севернее Полярного круга, связи транспортной системы с арктическими морскими акваториями и впадающими в них северными реками, а также принципа целостности уже созданных и эффективно работающих природно-хозяйственных территориальных комплексов.

Исходя из этих критериев, Мурманская область, безусловно, полностью должна войти в состав Арктической зоны России.

При этом следует отметить, что принятие данного акта только нормативно закрепит понятие Арктической зоны Российской Федерации без определения какого-либо особого статуса этой территории или дополнительных преференций для юридических или физических лиц, осуществляющих на ней трудовую деятельность, поскольку территории Арктической зоны Российской Федерации являются частью этих районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Таким образом, вопросы социального характера будут решаться в рамках уже имеющейся законодательной базы.

В частности, государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера установлены Законом Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»; трудовые отношения, касающиеся лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (в том числе и в Арктической зоне), регулируются Трудовым кодексом РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ; вопросы о трудовых пенсиях решаются в рамках Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»; условия предоставления и порядок определения размера жилищных субсидий, выделяемых за счет средств федерального бюджета гражданам РФ, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, определяются Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей»; правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определяются Законом РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Вопросы специфики налогообложения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях регулируются Налоговым кодексом РФ (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ.

При этом необходимо особо подчеркнуть, что законопроектов, направленных на внесение изменений в указанные федеральные законы, нет, также не ведётся работа по их подготовке, что, безусловно, свидетельствует о неизменности государственной социальной политики в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, незыблемости существующих государственных гарантий и компенсаций и действенности их государственной защиты.

В заключение хотелось бы отметить, что принятие проекта федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации» и ряда нормативных правовых актов РФ в его развитие, включая акт о составе Арктической зоны Российской Федерации, обеспечит нормативные, правовые и институциональные условия для долгосрочного устойчивого развития Арктической зоны РФ при условии сохранения природных экосистем, естественных ландшафтов и их биологического разнообразия. Кроме того, установление единых правовых основ государственного регулирования регионального развития в Арктике будет способствовать активизации международного сотрудничества в глобальном арктическом регионе, увеличению объёма инвестиций в экономику Арктики при одновременном улучшении показателей качества жизни населения (в том числе коренных малочисленных народов), а также будет способствовать снижению риска возникновения кризисов социального и экономического воспроизводства, связанных с сырьевой ориентацией региона.

/Мурманское информационное агентство «b-port.com»/



Print This Post Print This Post
©2018 Pro-arctic.ru