Плавучая атомная электростанция входит в норвежские воды

akademiklomonosov2-rosatom

Власти стран Северной Европы внимательно следят за буксировкой «Академика Ломоносова» по Балтийскому морю через датские проливы и норвежские воды. В уникальной операции, начавшейся в Санкт-Петербурге 28 апреля, задействованы три судна поддержки.

Судя по данным на сайте Marine Traffic, к концу дня 3 мая плавучая установка находилась к югу от датского острова Зеландия, идя курсом на пролив Большой Бельт. Она войдет в норвежские воды в течение пятницы-субботы.

Как сообщает госкорпорация «Росатом», скорость буксировки составляет до 4,5 узлов в час.

Самого «Академика Ломоносова» нельзя отследить по GPS-сигналу, но это можно сделать по буксирам и судам поддержки «Спасатель Карев», «Умка» и «Ясный».

Под норвежским надзором

В атомную станцию не загружено ядерное топливо, и, считается, что рейс до Мурманска не несет серьезных экологических рисков. Но «Академик Ломоносова» вызывает очень много вопросов, а соседние страны относятся к проекту с большим скептицизмом.

Директор по безопасности мореплавания Норвежской береговой администрации Арве Диммен подтвердил Barents Observer, что органы власти Норвегии внимательно следят за этим рейсом.

«Это первая буксировка подобного объекта вдоль побережья Норвегии, и Береговая администрация будет за ней внимательно следить», ― подчеркнул он в своем электронном письме.

«За судами будут наблюдать воздушные суда Береговой администрации, а вдоль маршрута расположатся норвежские суда поддержки для возможности оперативной мобилизации», ― добавил он.

Диммен подтвердил, что если плавучей электростанции понадобится укрытие на случай плохой погоды или чрезвычайной ситуации, то будет действовать обычный порядок. Направлять «Академик Ломоносов» в подобной ситуации будет центр управления движением судов в Вардё, пояснил он.

По его словам, российская сторона сообщила, что во время буксировки на борту установки отсутствуют люди.

Экологические опасения

За «Академиком Ломоносовым» также следят и экологические организации. Судно «Гринпис» «Белуга-II» идет буквально в нескольких сотнях метров за российскими судами.

Ян Хаверкамп, эксперт в области ядерной безопасности из отделения «Гринпис» по странам Центральной и Восточной Европы, заявил с борта «Белуги II»:

«Эта электростанция фактически переносит угрозу ядерной катастрофы в хрупкие воды Арктики. Учитывая ее плоскодонный корпус и отсутствие самоходности, это как установить АЭС на деревянный поддон и отправить вплавь в одну из самым суровых акваторий мира».

Российская корпорация по атомной энергии «Росатом» изначально хотела загрузить ядерное топливо на станцию перед ее буксировкой в Мурманск. Однако после сильной реакции со стороны стран Северной Европы, «Росатом» решил отложить загрузку топлива до прибытия в Мурманск.

О том, что ему удалось убедить российскую сторону отложить загрузку топлива, заявил в июне прошлого года тогдашний министр иностранных дел Норвегии Бёрге Бренде.

Курс на Певек летом 2019

Ожидается, что буксировка продлится около трех недель. В Мурманске «Академик Ломоносов» встанет к причалу «Атомфлота», где базируются ледоколы и другие атомные суда. После годичных испытаний энергоблок отбуксируют вдоль всего побережья российской Арктики в Певек, который станет местом его постоянного базирования.

По заявлениям «Росатома», за буксировку как из Санкт-Петербурга в Мурманск, так и из Мурманска в Певек отвечает Морская спасательная служба Росморречфлота. Загрузка ядерного топлива запланирована на осень этого года. После испытаний в Кольском заливе установку отбуксируют в Певек в июне 2019 года.

«Академик Ломоносов» строился больше 12 лет. Строительство началось на заводе «Севмаш» в Северодвинске еще в 2006 году. Затем в 2009 году корпус перевели на Балтийский завод в Санкт- Петербурге, поскольку завод на Белом море должен был сконцентрироваться на строительстве военных кораблей и подводных лодок. В 2011 году плавучая атомная электростанция стала основным пунктом дела о банкротстве в отношении Балтийского завода.

Реактор проекта КЛТ-40с с некоторыми улучшениями аналогичен реакторам, использующимся на российских атомных ледоколах.

 

/thebarentsobserver.com/



Print This Post Print This Post
©2018 Pro-arctic.ru