Рогозин: России необходим собственный центр судостроения для Арктики.

1 трлн

D_Rogosin41d44fbd0935a4a542fe_x220Вице-премьер Дмитрий Рогозин в ходе заседания Морской коллегии при правительстве РФ заявил о необходимости создания на территории России Центра по строительству морской техники для освоения арктического региона. Заместитель председателя правительства уверен, что сегодня основное «сражение» между крупнейшими странами разворачивается за право установить господство на Крайнем Севере. «Тот, кто первым придёт в Арктику со своими проектами, кто станет использовать её в интересах развития государства, тот и будет героем 21 века. Но как вы пойдёте в Арктику, если у вас нет ни морской техники, ни добывающих платформ?» – отметил Рогозин.

Вице-премьер напомнил, что отечественное судостроение пропустило три последних технологических революции. Первая революция, по его словам, была связана с созданием больших горизонтальных построечных мест с применением кранового оборудования, что позволило лидерам мировой судостроительной отрасли осуществлять ремонт и строительство судов крупными блоками по 500–800 т. Эта революция проходила в 70-е годы прошлого века. Вторая, по словам Рогозина, обусловлена появлением в 90-е годы мощных компьютеров по проектированию судов на основе 3D-технологий с высочайшей детализацией. «И третья – это появление возможности проектировать часть судна и блок с полным насыщением трубопроводами и кабельными трассами с подготовкой для финального монтажа, что позволило перейти к строительству крупных блоков 2–3 тыс. т и полукорпусов до 10 тыс. т. Эта революция разворачивается на наших глазах», – подчеркнул Рогозин. Он также напомнил, что за последнее 30-летие на территории РФ не производилась полномасштабная модернизация верфей. Всё это не позволяет России оперативно перейти к новейшим методам сборки судов и в короткий срок догнать конкурентов.

«Сегодня среди экспертного сообщества мнения разделились. Одни считают принципиально важным техническое перевооружение и строительство новых верфей, вторые утверждают, что вложение средств необходимо делать в технический задел. Мы не оспариваем их, но если мы говорим о цифрах, которые заложены у нас в директивных документах, в программах существует явный перекос в сторону бумаг, а не в сторону производства современных технологий. Что же важнее, бумага или станки? Если нет станков, если нет заводов, на которых надо строить корабли, то зачем нужны бумаги?» – заявил Дмитрий Рогозин.

Вице-премьер подчеркнул, что именно поэтому закупать морскую технику за рубежом можно только на основе специальных двусторонних соглашений, которые предусматривают вклад иностранного государства в развитие российского судостроения. «Если мы вынуждены выводить часть средств на заказы в другие страны, то только на основе встречных соглашений их инвестиций в наше судостроение, финансирование и подготовку наших кадров», – отметил Рогозин. Поэтому и существует настоятельная необходимость создания на территории России Центра по строительству морской техники для освоения арктического региона, «а не бегать и отнимать у народа деньги, чтобы уводить их за пределы страны и там делать заказы у добрых дядь».

В ходе заседания Морской коллегии заместитель председателя правительства Дмитрий Рогозин сообщил об утверждении президиума коллегии. Его главой назначен Сергей Шишкарёв, который с декабря 2012 г. входит в совет Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ по развитию государственно-частного партнёрства, руководит рабочей группой совета по авиа- и судостроению. Дмитрий Рогозин подчеркнул, что президентом России на Морскую коллегию возложены задачи по координации гражданского судостроения. Теперь решать все возникающие сложности можно будет непосредственно на этой площадке – в обновлённый состав коллегии вошли представители основных заказчиков гражданских судов и морской техники. Координационный орган начинает работать в ежедневном режиме.

На заседании Морской коллегии Объединённая судостроительная корпорация (ОСК) представила проект развития до 2030 г., предполагающий кардинальное изменение её структуры. Инвестпрограмма ОСК на этот период оценена в 1 трлн рублей, 20% из которых должно выделить государство, при этом сама корпорация должна будет зарабатывать 500 млрд рублей в год (по итогам прошлого года – лишь около 160 млрд рублей). Планируется, что к 2030 г. Объединённая судостроительная корпорация в 3 раза увеличит свою долю на мировом рынке гражданского судостроения, а производительность труда при этом вырастет в 2,5 раза.

В настоящее время в мировом рейтинге судостроительных компаний ОСК находится лишь на 82-м месте. Основные мощности корпорации сильно изношены и медленно обновляются, а структура производственной и проектно-конструкторской базы «не позволяет создавать широкий ряд гражданской продукции». Ключевыми проблемами корпорации являются низкое качество и высокая себестоимость строительства – в 1,2–1,5 раза выше, чем за рубежом, сроки создания техники превышают зарубежные в 1,5–2 раза. Предполагается изменить структуру управления ОСК: отказаться от региональных субхолдингов, за исключением Дальневосточного центра, который переходит под контроль «Роснефти» и Газпромбанка. Структура корпорации будет разделена на пять дивизионов: три военных (надводного и подводного кораблестроения, а также сервиса) и два гражданских (стратегический, который будет сосредоточен, на арктических проектах, и так называемый рыночный).

Критикуя представленную на рассмотрение коллегии стратегию, вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заявил о перекосе в выработке программных документов судостроителями в ущерб реальному развитию промышленности. Функции контрактования и контроля над выполнением контрактов закреплены за предприятиями ОСК, а не за центральным аппаратом корпорации, что «не позволяет оптимально загружать имеющиеся мощности». Также Рогозин отметил необходимость более тщательной проработки вопроса кооперации предприятий, работающих в судостроительной отрасли, а также низкое качество и нестабильность поставок комплектующих и материалов. По его словам, корабль или судно без внутренних систем – это не морская техника, а железная конструкция. «Какое может быть управление издержками, если у нас каждый корабль строится как головное судно?» – заявил вице-премьер. В проекте стратегии, по мнению Рогозина, недостаточно чётко прописан вопрос социальной защиты работников судостроительной отрасли. «ОСК – это не космический корабль, который летит в открытом космосе. Мы живём в одной стране», – сказал Рогозин. Вице-премьер призвал участников совещания разработать реалистичный план ускорения арктического судостроения. «Иначе деньги – мимо кассы, и честь – мимо нас», – заключил заместитель председателя правительства.



Print This Post Print This Post
©2018 Pro-arctic.ru