Российский морской регистр судоходства создаёт новые стандарты для Арктики.
12 декабря 2013 г. состоялось заседание высшего научного органа Российского морского регистра судоходства – Президиума Научно-технического совета (НТС), посвящённое 100-летнему юбилею РС. В ходе собрания было отмечено, что начавшаяся в Российской Федерации реализация арктических проектов требует создания большого числа принципиально новых судов и сооружений. В таких условиях классификационное общество должно предвосхищать применение новых технологий, своевременно создавая все необходимые правила, которые будут применяться при проектировании, строительстве и, в дальнейшем, при эксплуатации судов, содействуя безопасности их использования в условиях сурового климата. По словам генерального директора Регистра С. Седова, научная работа является неотъемлемой частью деятельности РС, а союз классификационного общества с наукой – это гарант обеспечения безопасности мореплавания, охраны человеческой жизни на море и защиты окружающей среды.
Российское классификационное общество – Российский морской регистр судоходства – является признанным мировым лидером в области разработки технических стандартов для ледоколов и судов ледового плавания. Более 80% строящихся в соответствии с классами РС судов имеют ледовых класс. В настоящее время флот с классом Российского морского регистра судоходства насчитывает более 3 тыс. судов ледового плавания, свыше 30 специализированных ледоколов, включая самые мощные в мире – атомные. В постройке на класс РС находятся дизель-электрические ледоколы нового поколения мощностью 16 и 25 МВт, а также головной универсальный атомный ледокол нового поколения мощностью 60 МВт.
За последние 10 лет Российским морским регистром судоходства была переработана вся система классификации судов ледового плавания, проведено значительное количество научных исследований, в том числе по большегрузным судам ледового класса и конструктивной безопасности крупнотоннажных арктических газовозов, мощности судов высоких ледовых категорий и ледоколов, хладостойкости и трещиностойкости стали. Разработаны требования правил РС к ледостойким покрытиям корпусов ледоколов и судов ледового класса, методики испытаний и критерии оценки. Выполнена концептуальная оценка безопасности судов ледового плавания на трассах Северного морского пути с учётом международного правового регулирования.
По словам заместителя председателя президиума НТС РС О. Тимофеева, Севморпуть практически в два раза сокращает дистанцию от портов Европы до портов Азии. «Для того чтобы он стал национальной магистралью необходимы усилия и судостроения, и надзорных, и классификационных органов. Наша задача – развитие и совершенствование норм. Последние 20 лет 40–45 % мирового судостроения занято строительством шельфовой техники, при этом многие сооружения представляют собой сложные технологические платформы и комплексы», – заявил Тимофеев. Для безопасного функционирования шельфовой техники недостаточно требований к судовой части, необходимо разработать требования к добычным и буровым комплексам, райзерам, подводным трубопроводам и другим конструкциям.
В связи с тем, что ледовые условия, в разной степени, присутствуют во всех трёх зонах морской добычи Российской Федерации (западно-арктической, восточно-арктической и в зоне южных морей), Российский морской регистр судоходства проводит исследования и в отношении ледостойких качеств морских шельфовых сооружений. Так, были разработаны требования по оценке усталостной прочности конструкций ледостойких платформ, проведена технико-экономическая оценка требований к безопасной эксплуатации судов и плавучих сооружений в морских и арктических условиях, разработаны нормативные требования к определению ледовых нагрузок, действующих на сооружения при вмерзании в лёд.
Российский морской регистр судоходства, являясь старейшим и единственным международно-признанным классификационным обществом России и используя мощный научно-технический потенциал, располагает всем необходимым для классификации судов и морских сооружений любой сложности. Многолетний опыт технического наблюдения за проектированием и постройкой различных типов судов на отечественных и иностранных верфях, широкая сеть представительств позволяют РС удовлетворять современным потребностям морской индустрии. В настоящее время задача Российского морского регистра судоходства – не снижая уровень безопасности, сделать услуги общества привлекательными для судовладельцев, минимизировать стоимость жизненного цикла судна и продолжить работу по гармонизации правил РС с международными стандартами и требованиями надзорных органов.
/Российский морской регистр судоходства/