ОНУВ 3.0 решат судьбу глобальной цели утроения мощностей на основе ВИЭ к 2030 г

vcsPRAsset_3571491_743586_cad99986-a788-4b91-b318-b346f7a7868e_0

Согласно Прогнозу преобразования мировой энергетической системы 2024 г., подготовленному агентством IRENA, даже если все представленные на сегодняшний день заявления на КС будут полностью реализованы, останется существенный разрыв между фактическими и плановыми показателями выбросов CO2, который будет необходимо закрыть к 2050 году.

В Сценарии «1,5 °C» Агентства, представленном на открытии КС-29 Конференции ООН по изменению климата в г. Баку, Азербайджан, обозначен путь к достижению углеродной нейтральности к середине столетия, предлагающий правительствам рамочный подход к разработке стратегий по энергетическому переходу, лучше согласующих планирование в энергетическом секторе с климатической политикой для привлечения инвестиций.

В Прогнозе показано, что выполнение нынешних обязательств стран способно сократить мировые выбросы CO2, связанные с энергетикой, на 3% к 2030 году и на 51% к 2050 году. Реализация общемировых целей по утроению мощностей на основе ВИЭ и удвоению энергоэффективности к 2030 году в соответствии с договорённостями, достигнутыми на КС-28, позволит энергетическому переходу продолжать продвигаться к нейтральности углеродных выбросов к 2050 году. Эти целевые показатели, намеченные на 2030 год, критически важны для того, чтобы рост общемировых температур оставался ниже 1,5°C, что подчёркивается в Консенсусе ОАЭ.

Однако между политическими заявлениями и реальными планами и политикой стран сохраняется значительный разрыв. Национальные планы и целевые показатели позволят обеспечить лишь половину необходимого роста возобновляемой электроэнергетики к 2030 году. Для достижения целей в области возобновляемой энергетики и энергоэффективности требуется кардинальный рост инвестиций в возобновляемую электроэнергетику, сети, гибкость, энергоэффективность и энергосбережение: в общей сложности финансовые вложения должны составить 31,5 трлн долл. США в период 2024-2030 гг.

Кроме того, географическое распределение новых мощностей на основе ВИЭ и инвестиций крайне неравномерно, в результате чего возникает неравенство в рамках мирового энергетического перехода. Хотя в целом инвестиции в возобновляемую энергетику растут, они по-прежнему сосредоточены лишь в нескольких странах, оставляя позади бóльшую часть глобального Юга.

Кроме того, ископаемые виды топлива (их доля превышает 70% энергетических поставок) продолжают преобладать в энергетическом балансе ряда наиболее экономически развитых стран, которые являются крупнейшими источниками выбросов CO2. Для достижения целевого показателя 1,5 °C, странам Большой двадцатки необходимо к 2030 году утроить установленные электроэнергетические мощности на основе ВИЭ, достигнув показателя 9 400 гигаватт (ГВт), а к 2050 году нарастить их до 24 900 ГВт — то есть обеспечить их семикратный рост по сравнению с уровнем 2023 года.

Генеральный директор агентства IRENA Франческо Ла Камера отметил: «Мы достигли решающего момента. Надёжное мировое финансовое соглашение и обновлённые ОНУВ в 2025 году решат судьбу целевого показателя 1,5 °C. ОНУВ 3.0 – последняя возможность для стран нарастить свои заявленные амбиции в этом десятилетии. В частности, чтобы обеспечить справедливый переход, стимулировать инвестиции в страны глобального Юга и предоставить странам возможность ставить более амбициозные цели в рамках ОНУВ, на КС-29 критически важно достичь соглашения о новой количественной цели по климатическому финансированию. Целевой показатель 1,5 °C напрямую зависит от усилий стран Большой двадцатки. Их ОНУВ должны соответствовать общемировым обязательствам по утроению электроэнергетических мощностей на основе ВИЭ и удвоению энергоэффективности к 2030 году».

При разработанном агентством IRENA Сценарии «1,5 °C» возобновляемые источники энергии составят преобладающую часть энергобаланса — 68% и 91% от общего объёма поставок электроэнергии к 2030 и 2050 гг. соответственно. К 2050 году потребуется основательное преобразование секторов электроэнергетики и конечного потребления, чтобы обеспечить существенные объёмы возобновляемой энергии, необходимые для энергетического перехода.

Расширение использования возобновляемой электроэнергии в глобальном масштабе будет способствовать постепенному отказу от ископаемых видов топлива в электроэнергетике. Доля ископаемых видов топлива в мировой структуре электрогенерирующих мощностей существенно сократится с сегодняшних 61% до 24% к 2030 году и до 4% к 2050 году.

Для перехода существующей электроэнергетической системы с ископаемых видов топлива на возобновляемые источники требуется более мощная и гибкая электросетевая структура. Этого можно добиться с помощью решений по аккумулированию энергии, управления спросом, а также технологий и стратегий сопряжения отраслей. В частности, хранение энергии является одним из ключевых технических факторов, содействующих переходу к полностью декарбонизированной электроэнергетической системе со 100-процентным использованием ВИЭ.

По мере того, как страны готовятся к третьему раунду ОНУВ в 2025 году, крайне важно, чтобы они лучше учитывали национальные энергетические планы и целевые показатели по углеродной нейтральности. Агентство IRENA уже работает с 101 стороной Парижского соглашения над усовершенствованием и реализацией ОНУВ. Последовательные национальные стратегии в области энергетики и климата содействуют прозрачности, способствуют привлечению инвестиций, а также ускоряют переход к стойкой низкоуглеродной экономике.

Международное сотрудничество может обеспечить значительный прирост финансирования, необходимого для справедливого перехода с максимальными социально-экономическими выгодами. Этому могут способствовать новые источники финансирования, например, глобальный налог на состояние, за который активно выступают страны Большой двадцатки в этом году, подчёркивая необходимость обеспечения равенства и социальной или экологической ответственности.

Кроме того, требуются огромные объёмы государственного финансирования для устранения проектных рисков в странах высокого риска и для инвестирования в критически важную инфраструктуру. Такие средства могут быть частично получены за счёт сокращения субсидий на ископаемые виды топлива.

/IRENA/



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru