Ørsted закрыла проект по производству зеленого метанола
Датская энергетическая компания Ørsted, один из крупнейших игроков мировой офшорной ветроэнергетики в начале 2022 года приобрела крупную долю в проекте FlagshipONE по производству «электронного метанола» (e-methanol) мощностью 70 МВт в Швеции, разработанном Liquid Wind AB. Впоследствии компания полностью поглотила проект и приняла окончательное инвестиционное решение в декабре 2022 года, намереваясь производить 50 тысяч тонн зеленого метанола в год.
На прошлой неделе Ørsted объявила, что она закрывает проект, несмотря на большую проведенную работу и списывает потраченные 1,5 млрд датских крон (220 млн долларов США). Причина: «индустриализация технологии, а также коммерческое развитие вторичного рынка продвигаются значительно медленнее, чем ожидалось». Кроме того, стоимость проекта «значительно» выросла, и оказалось невозможным подписать долгосрочные контракты на поставку «по приемлемым ценам».
В итоге, сегодня в полугодовой отчетности Ørsted фигурирует всего 2 МВт мощности проектов P2X (power-to-x), по которым приняты инвестиционные решения.
В общем, гладко было на бумаге. Проектов много, проекты красивые, но с реализацией пока плохо. Стоимость зеленого водорода и производных высока, и покупатели пока не выстраиваются в очередь.
В апреле текущего года генеральный директор нефтегазового концерна TotalEnergies Патрик Пуянне заявил в своём выступлении на Всемирном экономическом форуме, что достичь цели ЕС по потреблению 20 миллионов тонн зеленого водорода к 2030 году невозможно, поскольку рынок, включая производство электролизёров, находится на ранней стадии развития, и стоимость зеленого водорода чрезвычайно высока.
В июне голландские эксперты подсчитали, что зелёный водород заоблачно дорог, что усиливает сомнения в полномасштабной реализации задуманных проектов.
В июне компания BloombergNEF дала прогноз, что государственные водородные цели на 2030 год не будут достигнуты.
Европейская счетная палата также считает, что ЕС не достигнет своих «нереалистичных» целей по использованию водорода в качестве чистого топлива.