«Росатом» может впервые провести СПГ-танкеры по СМП в Азию в январе — апреле
НОВАТЭК может отправить сверхпозднюю партию СПГ с Ямала в восточном направлении под ледокольной проводкой напрямую на азиатский рынок уже в январе 2024 года.
НОВАТЭК вместе с «Росатомом» в январе 2024 года планирует начать эксперимент с круглогодичной навигацией по Севморпути, сообщил 7 декабря глава ФГБУ «Главсевморпуть» Сергей Зыбко на форуме «Арктика: настоящее и будущее». Эксперимент с расширением окна навигации будет проходить также с марта по май — самые сложные месяцы с точки зрения ледовой обстановки. Компания не рисковала делать ранние проводки с зимы 2021 года, когда при попытке прохода на восток без ледокольного сопровождения пострадал один из танкеров. Сейчас препятствием может стать нехватка флота — как ледоколов, так и ледовых танкеров.
Навигация в восточном секторе Севморпути (СМП) обычно открывается в июне и закрывается в декабре. Самую раннюю проводку НОВАТЭК на востоке СМП открывал 18 мая 2020 года, самую позднюю — 5 и 6 января 2021 года. Тогда НОВАТЭК решил отправить два пробных груза без сопровождения ледокола. Вышедший первым ледовый танкер «Кристоф де Маржери» дошел до Китая благополучно, но шедший за ним следом по каналу, проложенному в ледовых полях, танкер «Николай Евгенов» повредил один из трех азиподов (двигательные установки), после чего потребовалось ставить судно в док. С тех пор экспериментов по расширению окна навигации больше не проводилось.