НОВАТЭК заявил о проблемах с навигацией на Севморпути из-за санкций
НОВАТЭК не может заказывать коммерческую съемку за рубежом из-за санкций, а большинство ведущих поставщиков — иностранные предприятия. России необходимы свои спутники, так как снимков из открытых источников мало
НОВАТЭК больше не может заказывать коммерческую съемку Северного морского пути со спутников из-за санкций, а имеющихся в открытом доступе недостаточно, заявил зампредседателя правления НОВАТЭКа Евгений Амбросов на региональной выездной сессии VII Восточного экономического форума.
«[Сейчас] доступны исключительно снимки из открытых иностранных источников — таких снимков мало, при этом они крайне редко покрывают важные для нас и наиболее сложные участки акватории Северного морского пути — Восточно-Сибирское море, пролив Лонга, район севернее и восточнее острова Врангеля», — сказал он.
Заключать сделки по съемке с зарубежными коммерческими предприятиями невозможно в условиях санкций. Проблема возникает из-за того, что ведущие поставщики — это почти всегда иностранные компании, пояснил Амбросов.
Для того чтобы выполнить все перевозки в срок, подрядчикам потребуется «группировка российских коммерческих аппаратов дистанционного зондирования земли, работающих в оптическом, инфракрасном, радиолокационном диапазоне», — сказал замглавы НОВАТЭКа. При этом все агрегаты должны уметь делать снимки определенного разрешения.
Амбросов рассказал, что сейчас российские предприятия строят три спутника для зондирования Земли и трасс Северного морского пути. Эта мера необходима, чтобы активизировать деятельность на маршруте, заключил он.
В конце прошлого года президент России Владимир Путин поручил министру транспорта Виталию Савельеву «навести порядок» с перевозками грузов для снабжения Дальнего Востока. Это произошло после того, как во льдах Арктики застряло более 20 гражданских судов. Гендиректор «Росатома» Алексей Лихачев одной из причин случившегося назвал «пробелы» в работе Росгидромета, чей «прогноз опоздал на две недели». Он заявил, что более достоверный прогноз можно было бы сформировать с помощью космических технологий.
Бывший глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин еще в октябре 2020 года говорил на совещании у премьера Михаила Мишустина, что в Арктике стоит задействовать «всевидящие» радиолокационные спутники, метеоспутники, навигацию ГЛОНАСС и устойчивую космическую связь с интернетом на протяжении всего маршрута. Иначе российские ледовые караваны останутся «слепоглухонемы» в условиях крайней облачности и полярной ночи, объяснял он.
В середине июня глава Минприроды Александр Козлов направил в правительство материалы с подсчетами, согласно которым на сооружение и запуск семи спутников в космос в 2029–2030 годах требовалось потратить 44,2 млрд руб. За счет этой программы власти собрались обеспечить по Северному морскому пути круглогодичную навигацию.