IMO предлагает перечень мер по быстрому сокращению «углеродного следа» в судоходстве
Чтобы поддержать усилия по переходу к низкоуглеродному судоходству, Глобальный отраслевой альянс Международной морской организации (IMO GIA) опубликовал руководство, в котором содержатся восемь практических мер, которые морские порты по всему миру могли бы принять для сокращения выбросов парниковых газов от судоходства, говорится в статье, опубликованной на сайте администрации порта Роттердам.
Порт Роттердам принимал активное участие в разработке данного руководства и уже реализовал часть рекомендованных мер на практике.
Руководство, опубликованное 25 марта 2021 года, было разработано в рамках проекта GreenVoyage2050 – партнерства между норвежским правительством и IMO по поддержке международного судоходства для снижения вредных выбросов. Операторы портов, терминалов и судоходных компаний приняли участие в изучении практических шагов, которые могут быть предприняты в краткосрочной перспективе и с относительно низкими затратами.
Капитан Бен ван Шерпензил представляет порт Роттердам в GIA и «Программе климатических действий международных портов» (WPCAP). Он также является председателем Международной целевой группы по оптимизации судозаходов, которая в 2020 году организовала шесть отраслевых круглых столов с участием экспертов представляющих судоходную и портовую отрасль.
«Помимо оперативных вопросов, оказывающих наибольшее воздействие на выбросы, на этих заседаниях были определены некоторые факторы, которые оказали наибольшее влияние на безопасность, ее обеспечение и экологические цели IMO. Это послужило основой для работы с GIA IMO и WPCAP над кратким перечнем мер по сокращению «углеродного следа» в судоходстве. Из примерно двадцати мер, обсуждавшихся на сессии, восемь были отобраны на основе реализуемости, быстрой подготовки и благоприятного повторного воздействия на безопасность. Эти меры направлены на улучшение планирования маршрута судна и времени стоянки в портах и в пути между ними, бункеровки в портах, проведение очистки корпуса и оптимизацию скорости», — говорится в статье.
Порты могут реализовывать каждую меру в отдельности или все меры вместе. Последнее дает максимальное снижение вредных выбросов. Сеть портов WPCAP уже приняла решение, что каждый из участвующих в инициативе портов оценивает по крайней мере одну из мер из списка IMO на предмет осуществимости в этом году, и в идеале реализует ее. Двенадцать международных морских портов в этой сети объединяют усилия в отношении конкретных проектов по борьбе с изменением климата, привлекая как можно больше судоходных компаний, терминалов и поставщиков энергии.
«Как портовая администрация, мы не можем сделать это в одиночку», — говорит Ван Шерпензиль. «Своевременное прибытие судов и одновременные операции, например, требуют сотрудничества многих участвующих сторон. Меры могут быть успешно реализованы только в том случае, если портовые власти сначала сделают свое, так называемое домашнее задание».
Что касается этих и других мер из опубликованного руководства, то в ближайшее время порт Роттердам предпримет некоторые дальнейшие шаги вместе с соответствующими заинтересованными сторонами. Эти восемь мер уже частично реализованы в порту Роттердам или являются частью плана оптимизации судозаходов в порт.
«Например, мы много работаем над публикацией всех данных о глубинах в соответствии с международными стандартами, – говорит Ван Шерпензиль. — Мы также создали хорошие возможности для очистки корпусов судов в наших морских портах».
После публикации такого списка GIA также рассматривает несколько мер, которые требуют более крупных инвестиций или которые труднее реализовать.
GIA (Глобальный отраслевой альянс) – новая государственно-частная партнерская инициатива IMO в рамках проекта GEF-UNDP-IMO GloMEEP. Цель проекта заключается в объединении лидеров судоходной отрасли в поддержку энергоэффективной и низкоуглеродной морской транспортной системы.
Роттердам является крупнейшим европейским портом-хабом, с развитой инфраструктурой, предназначенной для обслуживания океанских сервисов, фидерных линий, трубопровода, железнодорожного и автомобильного транспорта. В порту действуют около 120 терминалов. Ежегодный грузооборот порта Роттердам в среднем составляет 450 млн. 70% акций порта принадлежит городскому муниципалитету, 30% — государству.