Мировой опыт
В материалах уточняется, что морской транспорт существенно влияет на загрязнение окружающей среды. Речь идет о сбросе в океан замазученных вод, мусора от производственной деятельности и от жизнедеятельности экипажа на борту, выбросах в атмосферный воздух выхлопных газов от судовых двигателей.
Многие страны вводят свои национальные требования по сокращению загрязнения окружающей среды с судов — более жесткие или более точные по сравнению с мировыми требованиями (Европа, Китай, США). В мире существует несколько проектов добровольной сертификации на дружественность судов, судоходных компаний или морских портов к окружающей среде (например, проект Green Award). Такие проекты предлагают взаимные добровольные преференции для участников. Например, морской порт, участвующий в проекте, предлагает пониженные портовые платежи для судов, имеющих «зеленый» сертификат. В свою очередь «зеленое» судно отдает предпочтение на заходы в «зеленые» порты. Одна из крупнейших мировых судоходных компаний Maersk при поддержке датского правительства объявила о своем движении к судоходству с «нулевым» выбросом в окружающую среду.
«Такие проекты стимулируют инновационное судостроение, инновационные методы судовождения, стимулируют развитие чистой портовой инфраструктуры. <…> Наиболее востребованными инновационными направлениями в области зеленого судоходства являются применение газомоторного топлива, использование электродвижения с зарядкой батарей от береговых источников, применение техник и технологий, существенно понижающих энергопотребление на единицу проделанной работы. В Российской Федерации не существует законодательных норм, каким-либо образом стимулирующих применение зеленых технологий в судоходстве», — отмечается в материалах к законопроекту.