В Росатоме разработана элементная база ядерного топлива для атомного ледокола «Лидер»
Специалисты ВНИИНМ им. А. Бочвара, входящего в ТВЭЛ, завершили разработку элементной базы для активной зоны реакторной установки сверхмощного атомного ледокола проекта 10510 «Лидер». Об этом сообщила ТВЭЛ, топливная дочка Росатома.
В рамках проекта по заказу ОКБМ «Африкантов» были выпущены технические проекты пускового источника нейтронов, тепловыделяющего элемента (твэла) и стержня выгорающего поглотителя.
Кроме того, разработана и поставлена на производство на Чепецком механическом заводе (ЧМЗ) кессонная труба из циркониевого сплава Э635, используемая для размещения стержней компенсирующих групп системы управления и защиты реактора.
Ледокол следующего поколения «Лидер» будет работать на двух реакторных установках РИТМ-400, более мощных в 1,8 раза по сравнению с реакторами РИТМ-200, созданными для новейших универсальных атомных ледоколов проекта 22220 (головное судно серии — «Арктика», строятся ледоколы «Сибирь», «Урал», «Якутия» и «Чукотка»).
В отличие от ледоколов проекта 22220, достаточно маневренных для работы не только на глубокой воде, но и на мелководье, в устьях полярных рек, «Лидер» будет отличаться прежде всего мощью.
Суммарная мощность ледокола составит 120 МВт, что позволит позволит судну преодолевать льды толщиной 4 м.
Сверхмощный атомный ледокол проекта 10510 будет способен прокладывать канал шириной около 50 м.
Он обеспечит круглогодичную проводку крупнотоннажных судов по всей акватории Северного морского пути (СМП).
Во льдах толщиной до 2 м атомоход обеспечит проводку транспортных судов со скоростью 12 узлов.
Топлива «Лидеру» понадобится в 1,4 раза больше, чем «Арктике», поэтому количество твэлов было увеличено.
Кроме того, в отличие от установок РИТМ-200, реакторы РИТМ-400 будут иметь не кассетную зону с набором шестигранных топливных сборок с цилиндрическими твэлами и дистанционирующими решетками, а канальную зону с набором цилиндрических топливных сборок с самодистанционирующимися твэлами сложного профиля.
Так же, как и у «Арктики», активная зона «Лидера» будет отличаться повышенным сроком эксплуатации ядерного топлива.
Если на действующих атомных ледоколах перегрузка топлива осуществляется раз в 5-6 лет, то в активную зону РИТМ-400 свежее топливо можно будет загружать раз в 10 лет.
ТВЭЛ более 60 лет занимаются разработкой и производством топлива для атомных ледоколов.
Эти компетенции уже находят применение в создании топлива для АЭС малой мощности, которые считаются первой из перспективных технологий для энергетики 21 века.
Первая плавучая атомная электростанция (ПАТЭС) Академик Ломоносов имеет 2 ледокольные реакторные установки КЛТ-40С, в настоящее время разрабатывается топливо для первой российской наземной АЭС малой мощности с реакторами РИТМ-200.
Ядерное топливо для всех ледокольных установок и ПАТЭС Академик Ломоносов производит Машиностроительный завод (МСЗ), дочка ТВЭЛ в г. Электросталь Московской области.
ТВЭЛ включает предприятия по фабрикации ядерного топлива, конверсии и обогащению урана, производству газовых центрифуг, а также научно-исследовательские и конструкторские организации.
Является единственным поставщиком ядерного топлива для российских АЭС обеспечивает топливом в общей сложности 75 энергетических реактора в 15 государствах, исследовательские реакторы в 9 странах мира, а также транспортные реакторы российского атомного флота.
Каждый шестой энергетический реактор в мире работает на топливе ТВЭЛ.
Топливный дивизион Росатома является крупнейшим в мире производителем обогащенного урана.