Судоходство в Арктике увеличивается, и поскольку тяжелый мазут фактически не будет запрещен, новые суда, начинающие использовать Арктику, по-прежнему смогут использовать его;
Почему проект регламента ИМО по тяжелому мазуту не защитит Арктику и как это исправить
Кажется, будто каждая неделя приносит новые ужасные предупреждения о состоянии нашей планеты и, в частности, наших полярных регионов. Арктический морской лед недавно достиг второго минимума за 42 года наряду с рекордным минимумом в октябре; Море Лаптевых в России медленно замерзает, мы видели обрушение гренландского ледника Спалте и канадского шельфового ледника Милн, а к северу от полярного круга сообщалось о температурах выше 38 градусов по Цельсию, сообщается в материале splash247. Факт глобального потепления не вызывает сомнений, но уровни реакции правительств и агентств ООН сильно различаются.
Буквально на этой неделе Рамочная конвенция Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИК ООН) и другие организации проводят диалоги «Гонка к нулю», часть амбициозного взаимосвязанного глобального движения к нулевым выбросам углерода. Г-н Китак Лим, генеральный секретарь Международной морской организации (ИМО), которая регулирует глобальное судоходство, также принимает в них участие.
Тем не менее, в мире судоходства государства-члены ИМО демонстрируют скудные амбиции по сокращению выбросов от судоходства и придерживаются правила, которое вместо запрета загрязняющего тяжелого мазута (HFO) из Арктики фактически продлит и позволит увеличить его использование.
Если бы мировая судоходная отрасль была страной, она занимала бы 6-е место в рейтинге источников выбросов углерода, выше Германии — с 1 миллиардом тонн выбросов в год, что составляет около 3% от общемирового объема. В октябре рабочая группа ИМО по сокращению выбросов парниковых газов разработала чрезвычайно слабое предложение, известное как «J / 5.rev1», которое в лучшем случае сократит 1,3% от траектории обычного роста в 14% к 2030 году. Если делегаты не откажутся от этой слабой сделки, ИМО одобрит климатический план, согласно которому выбросы с судов будут расти в течение нескольких десятилетий — отступая от своих собственных обязательств по стремлению к краткосрочному пику выбросов, взятых в 2018 году.
Эти выбросы напрямую влияют на Арктику, которая из-за глобального потепления нагревается в два раза быстрее, чем где-либо еще на Земле, . То, что происходит в Арктике, не остается в Арктике — потеря морского льда, вероятно, вызовет нестабильность в полярных регионах и нарушит погодные условия, в то время как таяние ледяных шапок Гренландии должно поднять уровень моря в портовых городах по всему миру.
Ожидается, что уменьшение площади арктического морского льда откроет малоиспользуемые судоходные пути, включая Северный морской путь, для судов, пытающихся найти более быстрый и дешевый маршрут между Тихим и Атлантическим океанами. Но уменьшение морского льда и большая доступность судов увеличивают риск несчастных случаев, особенно из-за опасностей плавания в плохо обозначенных водах. Помимо опасностей, связанных с разливами тяжелого мазута — разливы нефти в Арктике практически невозможно очистить, сжигание топлива, такого как мазут, оказывает прямое и локальное воздействие на арктическое море и ледниковый лед. Когда частицы черного углерода падают на лед, они снижают его способность отражать свет и тепло, что приводит к ускоренному таянию. По мере таяния снега и льда более темная поверхность земли или моря под ней продолжает поглощать тепло. Короче говоря, использование тяжелого мазута арктическими судами способствует ускорению множественных петель обратной связи, которые вносят свой вклад в кардинальные изменения в Арктике и других местах.
В феврале на совещании ИМО по предотвращению и реагированию на загрязнение был согласован текст правила, запрещающего использование и перевозку тяжелого нефтяного топлива в качестве топлива морским транспортом в Арктике. Наша коалиция, состоящая из 21 некоммерческой организации, Clean Arctic Alliance, с осторожностью восприняла эту новость, ожидая дальнейшего анализа. И этот анализ показывает, что, если он будет принят в его нынешней форме, запрет будет носить только номинальный характер.
Исследование, проведенное Международным советом по чистому транспорту, показало, что лазейки в проекте постановления ИМО означают, что исключения из запрета и предоставление исключений прибрежными государствами Центральной Арктики позволят до 74% судов, работающих на тяжелом мазуте, продолжать использовать его в Арктике до тех пор, пока середина 2029 г. В результате только 30% перевозки мазута в качестве топлива и 16% его использования будут запрещены, когда постановление вступит в силу в середине 2024 года. Это говорит о том, что ИМО больше озабочено смягчением воздействия запрета на тяжелое топливо для отрасли, чем смягчением воздействия судоходства на Арктику.
Буквально в этом месяце Норвегия внесла предложение о продлении запрета на использование мазута в водах вокруг Шпицбергена, поставив его в более амбициозную позицию, чем любая другая арктическая страна, или предлагаемый запрет ИМО.
И запрет на тяжелый мазут, и выбросы парниковых газов в судоходстве будут обсуждаться на следующей неделе на заседании Комитета ИМО по защите морской среды (MEPC 75) — первое такое заседание, которое состоится виртуально. Clean Arctic Alliance призывает государства-члены ИМО усилить и улучшить проект регламента по арктическому тяжелому газу, удалив или изменив положения об исключении и отказе от прав, а также перенеся сроки его реализации. Невыполнение этого требования приведет к утверждению «бумажного запрета» на использование и перевозку мазута, лишенного какой-либо значимой защиты Арктики. Мы считаем, что запрет ИМО на использование и перевозку тяжелого мазута в качестве топлива в Арктике должен быть всеобъемлющим и иметь реальные последствия; что он должен быстро вступить в силу и обеспечить Арктике необходимый ей уровень защиты.
Несмотря на кардинальные изменения, происходящие в Арктике из-за глобального потепления, риск для Арктики, связанный с выбросами черного углерода от судоходства, вряд ли будет устранен на 75-й сессии КЗМС. Альянс за чистую Арктику призывает ИМО разработать и принять черный Резолюция по выбросам углерода, в которой будут изложены рекомендуемые временные меры до завершения работы ИМО по определению и реализации одной или нескольких мер по сокращению выбросов черного углерода.
Было бы разумно предположить, что в качестве агентства ООН сигналы тревоги о климатическом кризисе будут эхом разноситься по всей лондонской штаб-квартире ИМО. Но в настоящее время, похоже, это не так. ИМО и делегации ее государств-членов находятся в опасности сделать символические жесты, которые звучат хорошо, но с минимальными изменениями или без немедленных изменений, требуемых для судоходной отрасли, при этом принося мало пользы для будущего нашей планеты. На следующей неделе есть возможность исправить это.