На фоне рекордного сокращения площади льдов в Арктику идут суда
Резкий скачок судоходства по далекому российскому арктическому маршруту обусловлен беспрецедентным уровнем таяния морских льдов в последние недели.
По данным Национального центра данных по снегу и льду США, на 15 июля площадь ледового покрова составила 7,51 млн квадратных километров — на 330 тысяч квадратных километров меньше рекорда для этого времени года, установленного в 2011 году.
По утверждениям ученых, основной причиной таяния морских льдов является тепловая волна, прошедшая в мае и июне по побережью российской Арктики и приведшая к значительному сокращению ледового покрова в море Лаптевых и Баренцевом море.
Уже в середине июля Северный морской путь (СМП) был практически свободен ото льда, а к 20 июля полностью открытой оказалась вся его акватория.
Судя по ледовым картам российского Арктического и Антарктического научно-исследовательского института, на наиболее сложных с точки зрения ледовой обстановки участках пути — проливе Вилькицкого и Восточно-Сибирском море — для движения судов никаких препятствий нет.
Много судов
По данным Администрации Северного морского пути, сейчас в акватории СМП находятся более 50 судов. Часть из них — это танкеры, доставляющие углеводороды арктических месторождений на азиатские рынки.
Первые танкеры-газовозы прошли по маршруту еще в конце мая, установив рекорд по времени начала навигации.
Первым 19 мая с терминала в арктической Сабетта курсом на Китай вышел «Кристоф де Маржери». Вскоре за ним последовали «Владимир Воронин» и еще ряд танкеров.
В то время как «Кристоф де Маржери» сопровождал ледокол, следующие суда прошли большую часть маршрута самостоятельно, без помощи ледоколов.
26 июля в восточной части СМП находилось в общей сложности 16 танкеров, часть которых — это малые танкеры, попавшие в Арктику по великим сибирским рекам. По данным сайта Marine Traffic, на маршруте также находится несколько грузовых судов.
Рост перевозок
В последние годы на СМП наблюдается взрывной рост судоходства. В 2019 году по маршруту было перевезено 31,5 млн тонн грузов — почти на 60 процентов больше, чем годом ранее.
Рост продолжился и в 2020 году. В первом полугодии объем перевозок по российскому арктическому маршруту составил 14,5 млн тонн, увеличившись на 1,1 процента по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.
Экспериментальные рейсы
В России возлагают большие надежды на грузоперевозки по СМП, видя в нем потенциальную альтернативу Суэцкому каналу. По утверждениям госчиновников, в ближайшее время перевозки по маршруту из Европы в Азию можно будет осуществлять в течение девяти-десяти месяцев года.
Рекордно ранний рейс «Кристофа де Маржери» был призван показать, что перевозки возможны и в условиях толстых весенних льдов. По словам представителей отрасли, экспериментальные рейсы будут проводиться и зимой.
По словам председателя совета директоров «Совкомфлота» Сергея Франка, его судоходная компания в сотрудничестве с госкорпорацией «Росатом» и производителем природного газа «Новатэк» в январе-феврале 2021 года проведет экспериментальные рейсы по самой сложной, восточной части СМП.
Уже в этом году объем грузов, направляемых по восточной части маршрута, составит 2,4 млн. тонн — в два раза больше, чем в прошлом году, пишет газета «Коммерсант».