Европа заменяет уголь и газ солнцем и ветром

original-1rdk

22 июля аналитический центр Ember (Великобритания) неожиданно опубликовал отчет о состоянии рынка электроэнергетики стран ЕС в первом полугодии 2020 г., хотя предыдущие семь лет этот отчет выходил только с годовыми показателями. Ember торопился сообщить о преодолении знакового рубежа – впервые в истории доля возобновляемых источников энергии (ВИЭ, ветер, солнце, вода и биомасса) в генерации электричества в Европе превысила долю ископаемого топлива (угля и природного газа). Итоговая доля ВИЭ за полгода составила 40%, а ископаемого топлива – 34%. Остальные 26% генерации обеспечили атомные электростанции.

Генерация с использованием ВИЭ выросла в первом полугодии на 11% по сравнению с аналогичным периодом 2019 г. в основном благодаря установке новых солнечных станций и ветропарков, а также из-за благоприятных погодных условий. На долю только солнца и ветра приходится рекордная доля в 21% от общей генерации электричества в Европе. В отдельных странах этот показатель значительно выше: 64% – в Дании, 49% – в Ирландии и 42% – в Германии.

Ископаемые виды топлива в тот же период дали Европе на 18% меньше электроэнергии, чем годом ранее. Сказались и конкуренция со стороны ВИЭ, и общее падение потребления электроэнергии на 7% в период локдауна. В том числе объемы выработки электроэнергии на угле сократились на 32% (на каменном угле – на 34%, на буром – на 29%); газовая генерация упала на 6%.

Среди других выводов отчета: процесс отказа от угля в Европе ускоряется. Доля угля сократилась во всех странах, где этот вид топлива используется (газа – в девяти странах ЕС). В целом по ЕС с 2016 г. доля угля сократилась уже вдвое и составляет сейчас всего 12%. Угольная генерация в Германии в первой половине 2020 г. впервые оказалась ниже, чем в Польше, которая по этому показателю вышла на первое место в Европе. Остальные 25 стран ЕС суммарно вырабатывают столько же электроэнергии на угольных электростанциях, сколько одна только Польша. И хотя большинство стран, включая Германию, уже определили стратегию постепенного отказа от угля, Польша пока не представила свой план.

По мнению аналитиков Ember, объемы установок новых солнечных станций и ветропарков в этом году замедлятся из-за COVID-19. Рост может оказаться на 30% меньше прогноза. Однако для обеспечения цели по снижению уровня выбросов CO2 на 55% к 2030 г. странам ЕС необходимо в текущем году ввести в эксплуатацию в 2–3 раза больше солнечных станций и ветропарков, чем в прошлом.

По мнению Forbes, COVID-19 также выявил принципиальный изъян европейской электроэнергетической системы: недостаток гибкости. С ростом доли возобновляемых источников с переменным характером выработки электроэнергии (ветер и солнце) возникает проблема: что делать, когда высокий объем выработки совпадает с низким спросом, как и произошло во время локдауна. Причем проблема охватывает весь сектор электроэнергетики – от выработки (ускорение времени запуска, циклы старт – стоп, возможности разгона) до хранения и передачи. Чтобы компенсировать этот недостаток гибкости, заключает Forbes, необходима программа долгосрочной государственной поддержки отрасли. «Многие не понимают, что на сегодняшний день переход к выработке электроэнергии с нулевыми выбросами CO2 просто невозможен», – заявила агентству Reuters глава Всемирной угольной ассоциации Мишель Манук.

Что касается мирового рынка электроэнергии, то согласно отчету Ember за 2019 г. доля угля сократилась на 3%. Это самое значительное снижение за последние 30 лет произошло в основном за счет стран ЕС и США, в то время как в Китае доля угля выросла и теперь на Китай приходится половина всей угольной генерации в мире. При этом если в Европе уголь замещается ВИЭ, то в США его заменяет газ. Генерация с использованием солнца и ветра в 2019 г. выросла на 15% и составила 8% от общемирового объема выработки электроэнергии. В целом ВИЭ обеспечивают 27% электрогенерации в мире, ископаемое топливо – 62%, АЭС – 11%.

/www.vedomosti.ru/



Print This Post Print This Post
©2024 Pro-arctic.ru