Для грандиозного газового проекта со дна Обской губы извлекут более 100 миллионов кубометров грунта

dredger.dvina_.narrow-as-2000x800

Арктика еще не видела промышленного освоения в таких масштабах. Всего за несколько лет резко выросла добыча углеводородов, а грузопоток в Арктике достиг невиданного уровня.

И многое еще впереди.

В течение следующих лет в этих самых отдаленных и уязвимых районах планеты должен войти в строй ряд новых промышленных проектов. Создается новая инфраструктура, причем большая ее часть — вдоль арктического побережья.

Копать и копать

Главным центром развития добычи нефти и газа в российской Арктике стала Обская губа. Тут расположен завод «Ямал-СПГ» компании «Новатэк», производящий более 16 млн тонн сжиженного природного газа в год.

Здесь мелко и для обеспечения судоходства уже несколько лет идут крупномасштабные дноуглубительные работы. В связи с запуском «Ямал СПГ» только летом 2016 года из мелкого залива извлекли более 17 млн кубометров грунта.

В течение следующих нескольких лет со дна арктического залива поднимут еще больше грунта. «Новатэк» планирует запустить свой следующий крупный проект — «Арктик СПГ 2» — в 2023 году, и к этому времени необходимо обеспечить доступ сюда добычным платформам, крупным газовозам и другим судам.

Значительный объем работ по выемке грунта придется на «Гидрографическое предприятие» госкорпорации «Росатом». По словам представителя компании, в следующие четыре года ей предстоит откопать 80 млн тонн морского грунта.

Судоходство на мелководье

По словам Александра Бенгерта, одного из основных представителей «Росатома», занятых развитием судоходства в Арктике, дноуглубительные работы связаны с «Арктик СПГ 2» и терминалом «Утренний», а также с идущим через всю губу судоходным каналом.

Бенгерт занимает пост заместителя начальника управления операционного управления и обеспечения мореплавания дирекции Северного морского пути «Росатома» и работает в Мурманске.

Это непростая работа. Здесь вечномерзлые грунты, которые специальные суда сначала разбивают на мелкие фрагменты, а затем перекачивают на землесос и вывозят, рассказал Бенгерт корпоративной газете «Страна Росатом».

Масштабные дноуглубительные работы помогут расширить 49-километровый морской канал глубиной 15 метров и шириной 295 метров, по которому суда подходят к порту. По словам Бенгерта, в течение следующих трех лет отдельные участки канала будут расширены до 573 метров. Он добавил, что стоимость работ до 2022 года составит не менее 20 млрд рублей (25 млн евро).

Ранее глубина на отдельных участках составляла всего 2-3 метра.

По его словам, за три года будет извлечено до 60 млн кубометров грунта, а за четыре года — 80 миллионов. Также не надо забывать и о значительных объемах, извлеченных за несколько предыдущих лет.

Весь грунта будет захораниваться на специально отведенных участках губы.

Ледозащитные сооружения

Помимо дноуглубления «Росатом» и «Гидрографическое предприятие» также займутся строительством стенок для защиты от морских льдов, которые обеспечат безопасный проход судов по холодным водам Обской губы.

По словам Бенгерта, необходимо построить две защитных стенки длиной 1,3 и 3,1 километра. Для их сооружения используются трубы диаметром до 2,5 метров, которые забивают в грунт вплотную друг к другу, бетонируют и стягивают сверху бетонным оголовком.

До 2022 года для строительства стенок потребуется 80 млрд рублей (102 млн евро), утверждает представитель компании.

Опасения экологов

Масштабное промышленное освоение Обской губы вызывает растущую обеспокоенность у экологов.

По мнению ученых Института экологии растений и животных Уральского отделения РАН, дноуглубительные работы могут привести к полному исчезновению ряд уникальных для региона морских видов.

Научный руководитель института Владимир Богданов пояснил газете «Правда УРФО», что для сохранения уязвимых рыбных запасов отдельные участки Обской губы должны оставаться нетронутыми энергетическими компаниями.

Особенно его беспокоят акватории в районе мыса Трехбугорный, где пресная вода из Тазовской губы впадает в Обскую губу.

Он подчеркивает, что проведение дноуглубительных работ в этом районе станет концом для полупроходных видов рыб.

«Это смерть для полупроходной рыбы Оби: ни осетровых, ни сиговых, ни корюшки, ни налима не будет. Ценные виды рыб на Оби закончатся. Это гигантский ущерб, который восполнить невозможно в принципе. Экосистема изменится полностью», — сказал он в интервью.

По словам Богданова, у ученых также были серьезные опасения по поводу выемки грунта в районе Сабетты. Однако здесь экологические последствия оказались меньше ожидаемых.

На менее уязвимых участках губы экосистемы смогут самостоятельно восстановиться в течение 5 лет, утверждает ученый.

Конфликт интересов

Опасения со стороны морских ученых скоро не закончатся. Сейчас Обская губа — это один из главных районов для российской нефтегазовой промышленности. Несколько грандиозных проектов здесь разрабатывает «Новатэк». За «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ 2» последуют «Арктик СПГ 3» и «Арктик СПГ 1». Также ряд проектов планирует «Газпром», в том числе на месторождениях  Каменномысское-море и Семаковское.

Их реализация в мелководном заливе потребует масштабных дноуглубительных работ, и конфликты с экологами неизбежны.

По словам Богданова, на конференции по Арктике в конце 2019 года представители российской ледокольной отрасли подчеркивали, что дноуглубительных работ в уязвимых районах избежать невозможно.

Дноуглубление также потребуется для Новопортовского месторождения «Газпром нефти». Представители отрасли сказали ученому, что для прохода более крупных нефтяных танкеров к терминалу у мыса Каменный необходимые большие глубины.

/barentsobserver.co/



Print This Post Print This Post
©2025 Pro-arctic.ru