Эксперт призвал строить за счет добывающих компаний дизельные ледоколы для перевозки СПГ
Строительство неатомных ледоколов за счет добывающих компаний способно решить проблему нехватки судов для транспортировки сжиженного природного газа (СПГ) по Северному морскому пути. Такое мнение высказал в среду участник научного совета при Совете безопасности РФ, член бюро научно-технического совета Минприроды РФ Михаил Григорьев.
«Усилия Росатома направлены главным образом на обеспечение круглогодичной транспортировки СПГ по Севморпути в восточном направлении. Все ожидаемые атомные ледоколы ледового класса Icebreaker9 будут расставлены от пролива Вилькицкого, отделяющего полуостров Таймыр от архипелага Северная Земля, до Берингова пролива, который разделяет Евразию и Северную Америку», — отметил Григорьев на международной конференции «Арктика-2020″. «Двух оставшихся атомных ледоколов уменьшенной осадки типа «Таймыр» будет недостаточно не только для обеспечения новых проектов в Енисейском заливе к западу от полуострова Таймыр, но и для обеспечения действующих и строящихся производств в Обской губе», — пояснил он.
Строительство в России неатомных ледоколов за счет добывающих компаний и передача этих судов в управление ФГУП «Атомфлот» (дочерней компании Росатома), восполнит нехватку судов, полагает эксперт.
«В настоящее время компания уже имеет опыт эксплуатации дизельных ледоколов — собственного «Обь» и взятого в бербоут-чартер (фрахтование судна без экипажа) «Варандей», который обслуживает одноименный терминал в Печерском море между островами Колгуев и Вайгач», — сказал Григорьев.
Госкорпорация «Росатом» собирается построить пять универсальных атомных ледоколов проекта 22220 с ядерной силовой установкой мощностью в 60 мегаватт на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Задачами этих судов станет обслуживание Северного морского пути и проведение экспедиций в Арктику.
На Балтийском заводе уже начаты ходовые испытания ледокола «Арктика», идет строительство ледоколов «Сибирь» и «Урал», четвертый по счету ледокол будет построен в 2024 году, пятый в конце 2026 года.
Пятая международная конференция «Арктика-2020″ проходит в Москве 19-20 февраля. Организаторами выступают Совет Федерации, Госдума, Минвостокразвития, Минэкономразвития, Минпромторг, Минприроды и Минэнерго России, а также Торгово-промышленная палата РФ, Российская академия наук. Темами конференции стали шельфовые проекты, транспорт, экология и вопросы освоения Арктики в целом.
Северный морской путь — кратчайший морской путь между европейской частью России и Дальним Востоком, исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике. Этот маршрут почти вдвое короче, чем путь через Суэцкий или Панамский каналы. Севморпуть насчитывает около 5,6 тыс. км и проходит по Баренцеву, Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому и Берингову морям. Трасса обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири для ввоза топлива, оборудования, продовольствия, для вывоза леса, природных ископаемых. В 2018 году единым инфраструктурным оператором Севморпути стала госкорпорация «Росатом».