Государство даст «Звезде» меньше денег на постройку газовозов для «Арктик СПГ-2»
Государство предоставит судостроительному комплексу «Звезда» 53,5 млрд рублей на строительство ледокольных газовозов для проекта «Арктик СПГ-2». Об этом говорится в последней версии проекта постановления правительства, разработанного Минпромторгом
В частности, как пишет издание «Коммерсантъ», в распоряжении которого оказался документ, при расчете объема субсидий министерство ориентировалось на стоимость газовоза класса Arc7 в 375,6 млн долларов, а танкера класса MR — в 65,5 млн долларов.
Правда данная стоимость актуальна только при условии полной загрузки верфи. При негативном сценарии и отсутствии загрузки «Звезды» стоимость головного СПГ-танкера может составить 698,2 млн долларов — вдвое больше, чем при строительстве в Южной Корее.
Всего предполагается построить 15 ледокольных газовозов и три танкера. В 2020 году предполагается выделить 5,24 млрд рублей, в 2021-м – 14,43 млрд рублей, в 2022 и 2023 годах – по 16,88 млрд рублей.
Таким образом, Минпромторг предлагает компенсировать 20% расходов на создание судов класса Arc7 и 10% – на постройку танкеров MR. Между тем как еще в середине февраля планировалось, что субсидии составят 30% и 20% соответственно.
В то же время в новой редакции постановления больше нет пункта, запрещающего судоверфи претендовать на другие формы господдержки. Однако вводится пеня за срыв сроков строительства в размере 0,33% ключевой ставки ЦБ за каждый день задержки.
Стоит отметить, что «Звезде» придется освоить компетенции по производству газовозов, чтобы успешно осуществлять транзит СПГ по Северному морскому пути. “Пускай на наших верфях первые суда могут быть дороже, чем у конкурентов, но, не пройдя этот путь получения компетенции, мы не сможем потом выйти в конкурентный режим”, — заявил пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.
Создать судоверфь за короткий срок, за год или несколько лет, невозможно, особенно в условиях жесткой конкуренции, заметил Песков. А на Дальнем Востоке Китай и Южная Корея еще несколько десятилетий назад за счет госсубсидий создали такие верфи и теперь занимаются демпингом, что является вполне обычным и нормальным явлением в условиях конкурентного рынка.
Проект создания судостроительного комплекса на базе Дальневосточного завода “Звезда”, расположенного на юге Приморского края, реализует консорциум “Роснефтегаза”, “Роснефти” и Газпромбанка. Комплекс строится в бухте Большого Камня.
Путин неоднократно заявлял, что российские нефтекомпании должны увеличить количество заказов на строительство судов на заводе “Звезда”. Причем делать это должна не только “Роснефть”, но и “Газпром”, и НОВАТЭК, и другие российские предприятия.
Министерство промышленности и торговли РФ уже сформировало и согласовало с “Роснефтью” план загрузки судоверфи до 2035 года. Примерно за 20 лет на предприятии предполагается построить, как минимум, 170 судов водоизмещением до 350 тыс тонн, включая ледоколы, а также производить элементы буровых платформ и другие виды морской техники.