Депутаты хотят упростить перевозку СПГ по Севморпути
Депутаты Госдумы предлагают разрешить перевозки сжиженного газа и конденсата по Севморпути судами под иностранными флагами, тем самым решив проблему крупнейшего в России независимого производителя газа НОВАТЭКа. Она возникла из-за ускоренного запуска проекта «Ямал СПГ» и угрожает новому проекту «Арктик СПГ», по которому 6 марта НОВАТЭК закрыл сделку с Total. Правительство уже обещало дать НОВАТЭКу временное разрешение, но пока решение не принято – наоборот, планируется ужесточение ограничений
Перевозка сжиженного газа и конденсата по Севморпути (СМП) на судах под иностранным флагом может быть разрешена — такие поправки к Кодексу торгового мореплавания (КТМ) 6 марта внесли в Госдуму депутаты от «Единой России» Виктор Дерябкин, Владимир Синяговский и Сергей Сопчук. По сути, законопроект призван устранить проблемы НОВАТЭКа, который сейчас де-факто не может использовать газовозы, зафрахтованные на рынке, для вывоза продукции проекта «Ямал СПГ» — это запрещено поправками к КТМ, принятыми в конце 2017 года. Кроме того, по закону, все каботажные перевозки тоже должны быть под российским флагом. Исключения из этого правила допускаются лишь по решению правительства. Между тем Минпромторг, наоборот, готовит ужесточение этих требований, чтобы закрепить перевозку углеводородов только за судами, построенными на верфях РФ.
НОВАТЭК в конце 2018 года с опережением запустил свой проект «Ямал СПГ», и компании пришлось искать на рынке дополнительные танкеры для вывоза газа под иностранным флагом. Дело в том, что заложенные в Южной Корее газовозы ледового класса Arc7 к этому моменту еще не были готовы (на них действующие правила по флагу не распространяются). НОВАТЭК планирует запустить второй проект по сжижению «Арктик СПГ 2» в конце 2022 года и 6 марта продал долю в нем первому партнеру — Total — за $2,55 млрд. Будущая логистическая схема предполагает перевалку СПГ с танкеров ледового класса на обычные газовозы в Мурманске и на Камчатке. НОВАТЭК просил правительство разрешить ему использовать суда под иностранным флагом еще три года, пока не будут построены пункты перевалки, но на данный момент решение не принято.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что действующее ограничение на использование судов под иностранным флагом создает серьезные препятствия для привлечения внешнего финансирования проектов, фрахта дополнительных судов с международного рынка и увеличивает геополитические риски.
Кроме того, оно лишает российские СПГ-проекты преимущества при обеспечении потребности отдаленных регионов РФ в природном газе по конкурентоспособным ценам и в адекватные сроки. Морские перевозки до пункта перевалки формально подпадают под понятие «каботаж», определение которого сформулировано в КТМ «избыточно широко и не учитывает все современные особенности транспортировки СПГ по СМП и специфику соответствующих правоотношений», утверждается в документе. Авторы законопроекта считают, что «формирование благоприятной среды, обеспечивающей минимизацию логистических издержек,— безусловное условие для сохранения и продолжения увеличения доли РФ на внешних рынках СПГ».
Как пояснил “Ъ” Сергей Сопчук, депутаты надеются, что принятие законопроекта не будет затягиваться и инициатива получит поддержку правительства. В Минтрансе “Ъ” сообщили, что к ним законопроект не поступал. В НОВАТЭКе говорят, что в целом поддерживают законодательные инициативы, направленные на реализацию поручения президента по развитию грузопотока по СМП до 80 млн тонн к 2024 году, в котором доля СПГ составит более 50%, но «необходимо ознакомиться с данным конкретным предложением депутатов более детально».
Проблема в том, что внесенные в 2017 году поправки в КТМ по флагу — это «правила игры, оглашенные после раздачи карт», отмечает глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев. Сейчас из всех судов, перевозящих СПГ, конденсат, уголь и нефть по СМП, только пять танкеров соответствуют условиям «построено в РФ и ходит под российским флагом», говорит эксперт. Он напоминает, что во время заключения контракта на фрахт «Ямал СПГ» эта норма даже не рассматривалась. Для новых арктических проектов суда, вероятно, будут строиться в России на верфи «Звезда», но постановка уже построенных судов, в том числе принадлежащих иностранным судоходным компаниям, под российский флаг требует изменения их финансовой модели, подчеркивает эксперт. По мнению Михаила Григорьева, исключение требований российского флага для перевозок СПГ и конденсата по Севморпути — «единственное правильное решение».