Госдума приняла закон о наделении Росатома полномочиями по развитию Северного морского пути
Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, определяющий полномочия Росатома в сфере развития и функционирования Северного морского пути (СМП) и прилегающих территорий. Закон подготовлен во исполнении инициативы правительства о создании инфраструктурного оператора СМП на базе Росатома.
Документ предусматривает сосредоточение ряда компетенций, в т.ч. в сфере судоходства, безопасности мореплавания, развития портовой и энергетической инфраструктуры в акватории СМП и на прилегающих территориях, а также в области обеспечения необходимых при этом сервисов, в рамках одного инфраструктурного оператора — Росатома.
В частности, предусматривается наделение Росатома полномочиями главного распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, администратора доходов бюджета и государственного заказчика госпрограмм в области развития и устойчивого функционирования СМП, инфраструктуры морских портов СМП, а также обеспечения навигации и круглогодичной проводки по СМП.
Полномочия по нормативно-правовому регулированию судоходства по СМП, выполнение международных обязательств РФ, контрольно-надзорные функции, в т.ч. утверждение стандартов и требований, связанных с безопасностью мореплавания и другие, осуществляет Минтранс.
Согласно документу, Росатом будет определять подведомственное предприятие, уполномоченное согласовывать разрешение на плавание судов в акватории СМП.
Он будет также осуществлять от имени РФ полномочия концедента и заключить концессионные соглашения в отношении объектов инфраструктуры морских портов, расположенных на побережье акватории СМП, а также проектировать и строить здания, в т.ч. и сооружения повышенного уровня ответственности, включая объекты капитального строительства, относящиеся к объектам инфраструктуры морского порта, расположенного на побережье акватории СМП.
Напомним, что впервые предложение стать оператором СМП главе Росатома А. Лихачеву поступило от главы Минприроды Д. Кобылкина на панельной сессии Арктический потенциал. Северный морской путь как драйвер экономического роста в рамках ПМЭФ-2018.
Глава Росатом А. Лихачев тогда оценил инвестиции в строительство ледоколов для СМП до 2030 г. в 0,5 трлн руб. В свою очередь Д. Кобылкин предложил А. Лихачеву возглавить работу по развитию Арктической зоны, пообещав помощь государства, назвав его ледоколом за которым все смогут двигаться.
В качестве оператора Росатом ставит перед собой задачу круглогодичной проводки судов по СМП. Для этих целей, в т.ч., проектируется атомный ледокол Лидер, который сможет осуществлять проводку по СМП при толщине льдов до 4 м.
Главное направление развития СМП связано с обеспечением вывоза минерального сырья и напрямую зависит от реализации инвестиционных проектов по добыче минеральных ресурсов (Варандей, Ямал СПГ, Диксон, Новый Порт, Дудинка, Норильск — в общей сложности 15 действующих и перспективных проектов, 11 из которых связаны с освоением нефти и газа, 4 — руд и угля).
Транзит в ближайшей и среднесрочной перспективе будет дополнительным бонусом, и его роль в грузопотоке СМП будет незначительной.
В 2016 г. объем перевозок грузов по СМП составил 7,5 млн т.
В 2017 г. в акватории СМП было перевезено 9,7 млн т
В 2018 г. грузопоток составит 18 млн т.
В в 2019 г. ожидается рост до 30 млн т